Рецензия на аниме:

 

 

Манга
Мангака:  Арина Танэмура
Издатель:  Shueisha
Выходит в журнале:  Ribon
Период издания:  Январь 2002 —
Июнь 2004
Кол-во томов:  7
 

 

 

Телесериал
Кол-во серий: 52          
Продолжительность: 24 мин.
Режиcсёр: Тосиюки Като
Компании: Studio DEEN
В России нет
Телеканалы: TV Tokyo (Яп.)
Период трансляции: 6 апреля 2002 —
29 марта 2003


OVA-сериал:

«Full Moon wo Sagashite: Cute Cute Adventure»
Кол-во серий: 1 (10 мин.)
Режиссёр: Боб Сирахата
Компании: Studio DEEN
Даты выпуска: Ноябрь 2002
 

 

 

 

© Алексей Фадеев, 2005.05.02   www.world-art.ru

 

 

 

 

 

 

Вдохновенная работа: медленная, тяжкая и немного вторичная в начале; стремительная, лиричная и завораживающая в конце. «В поиске полной луны» (далее просто «Полнолуние) подпадает под тот тип длинных ТВ-сериалов, которые нужно очень долго перемалывать, терпеть зачастую немыслимые по своему занудству начальные эпизоды-филлеры, но лишь для того, чтобы затем получить такой невообразимый заряд положительной энергии, охарактеризовать который можно лишь знаменитым восклицанием «торкнуло»! Другого слова, ей-Богу, не подобрать.

До «Полнолуния» меня почти невозможно было пронять музыкальным фильмом. Я не люблю сцены, вероятно, это называется сценической болезнью. Более того, я постоянно нервничаю, когда вижу, что певец забыл слова, споткнулся на публике, пел под фонограмму. Еще более отвратительны их финты, вроде прыжков в толпу, воздушных поцелуев, извивающихся телодвижений и прочей мерзости. Но «Полнолуние» — это нечто неземное, этот сериал заставил меня полюбить, пускай хоть и на время, всю ту суету, что простодушно зовется шоу-бизнесом. Заставил увидеть в песнопении не только способ для заколачивания денег и выпячивания актерского «я», но и инструмент, способный выразить все самые лучшие человеческие желания, устремления и чувства: от простой радости до эфемерного счастья. На мой взгляд, это и есть истинное предназначение музыкального, как и другого, искусства — что-то выразить, что-то донести, передать частичку себя посредством музыки и пения кому-то, а не просто прыгать голышом, словно мартышка, исполняя на сцене песенки-поделки, к которым у исполнителя не только не лежит душа, но и до которых ему нет ровным счетом никакого дела, которые ему противны и мерзки. И выглядит все это ужасно пошло, поддельно. Когда смотришь на это безобразие, становится невыносимо грустно от мысли, что люди, которые должны вселять в тебя что-то доброе, лишь раздражают и опошляют само понятие радости. Такие артисты не могут и не доносят ничего, со временем они исчезают, их забывают, на их место приходят другие. И постепенно все это вырождается в ту самую отвратительную индустрию, частички которой мы видим каждую новогоднюю ночь по первому и другим каналам. Я твердо верю, что все это издержки, которые ничего общего не имеют с музыкой.

Главная же героиня описываемого сериала выполнена столь чудесным образом, что сама ее суть — это пение, а не кривляние. В других сериалах и фильмах, где речь идет о певцах, почти все время посвящается не внутреннему миру героя, не рассказу о его чувствах и устремлениях, а банальному жизненному пути. В таких фильмах талдычат об удачном старте, о переломном моменте в творчестве, о фанатах, наркотиках, о закате карьеры, но, разрази меня гром, я не могу вспомнить, чтобы мне хоть где-то донесли простую мысль, озвучили то, для чего певец, собственно, поет. И не просто отделались одним или двумя предложениями, не просто сухо и вальяжно, как бы нехотя, сказали, дабы отмахнуться, но сделали это так, чтобы я искренне поверил. И вот в «Полнолунии» мне наконец-то все это донесли, и я поверил, причем, поверил безоговорочно — настолько это было красиво и грамотно сделано. Когда героиня сериала сказала, что если суть пения — это намыть денег, то плевать я хотела на такое пение, плевать я хотела на шоу-бизнес и вообще на вас всех. Вот как. И сразу видно, что цель героини, которой, между прочим, по сюжету осталось жить ровно один год, предельно проста — это петь; то есть, делать то, что она больше всего любит. И не важно, что жизнь ее коротка, что она не сможет купить виллу и получить платиновую пластинку, она поет — и этим она выражает стремление жить, заражая им же и зрителя. И тем более не важно, что эта героиня вымышлена, нарисована и вообще нереальна, ведь в ней заложена сама ценность музыки. А то, что она смогла передать эти тонкие нюансы посредством анимированного рисунка, лишь дает ей дополнительные плюсы и делает одним из самых интересных музыкальных образов, по крайней мере, для меня.

Сейчас я попробую подойти к сериалу более технически, менее субъективно, но более сухо.

«Полнолуние» — это, как вы уже поняли, музыкальный сериал, повествующий о девочке, которая поёт, несмотря на то, что жить ей осталось всего год. Это завязка, которая был озвучена в самом начале сериала. Сам же сериал длится 52 серии, и его условно можно поделить на два сезона. Первый из них — это стандартный набор филлеров, где каждая серия не важна и мало связана с предыдущей. Второй сезон — это последовательный рассказ; тут уже почти каждая серия важна, и количество филлеров сведено к минимуму. Именно во второй части раскрывается интрига, именно вторую часть хвалят и именно из-за нее рекомендуют смотреть этот сериал. На мой взгляд, важен как первый, так и второй сезон. Без первого не могло быть второго, ведь он заставил прочувствовать героев. Все мы знаем, что филлеры — это стандартный анимешный прием: не говоря ни о чем, подобные эпизоды говорят о многом. На вид они глупенькие и ничего не стоящие, но самом-то деле именно они раскрывают героев. В свое время так были предложены зрителю знаменитые «Капризы Апельсиновой улицы», «Рамма» и ряд других сериалов, строящихся на повседневности. Сегодня авторы стараются отойти от подобного способа, в результате чего делают длинные сериалы линейными и стремительными, с как можно меньшим количеством вставок. Однако это очень пагубно для сериалов романтических и повседневных. Допустим, отказаться от филлеров в «Алхимике» или «Наруто» вполне реально, но отказаться от них в «Полнолунии» практически невозможно. Само понятие повседневности является аналогом филлера.

Еще более важно то, что «Полнолуние» — это сёдзё-сериал со всеми вытекающими. Подбор героев, сценок и эпизодов отвечает всем канонам выбранного автором жанра, следовательно, все в сериале ортодоксально и невызывающе вторично. Однако вторичность эта, словно отшлифованная годами работа, переходящая из рук в руки, от автора к автору. Все использованные в «Полнолунии» художественные приемы были не раз применены во многих сериалах и в данном случае могли бы считаться банальными, если бы не тот факт, что используются они очень умеренно, органично вытекают из основ жанра, не выпячиваются наружу, не становятся лицом произведения, а являются исключительно вспомогательной частью. Так, например, в сериал перекочевал любимейший прием жанра махо-сёдзё — перевоплощение героини из маленькой девочки в девочку более взрослую. Тем не менее, этот прием не стал основой сериала, а так и остался вспомогательным приемом, который позволил автору развивать сюжет, но не более. То же самое и с кавайными зверушками. По идее мангака мог обойтись и без столь эталонного приема, оставив синигами лишь в двух воплощениях, ведь сюжет от этого никак бы не пострадал, но он пошел на поводу у жанра, а выручила его лишь смекалка и, что более важно, умеренность. Синигами в виде котёнка и зайчика присутствуют на экране лишь время от времени, а не маячат постоянно, поэтому их появление вызывает симпатию и придает сериалу миловидность только в нужные моменты. Допустим, во время драматических эпизодов появление на экране зайчика было бы кощунственно и алогично, в то время как в моменты комедийные и веселые их появление, наоборот, очень уместно. Дальнейшие рассуждения на эту тему можно продолжать довольно долго; главная мысль, которую я пытался донести, заключается в том, что автор описываемого сериала умудрился в 2002 году сделать сёдзё-произведение, напичканное уймой изъезженных приемов, невероятно качественно с художественной точки зрения.

К слову о героях. Персонажи в любом длинном аниме являются его доминирующей частью, чего уж говорить о том, когда сериал базируется на повседневности, как типе повествования. Повседневность подразумевает под собой монотонный и неторопливый показ жизни выбранных героев, их развитие, изменение характеров и жизненных ценностей. «Полнолуние», как типичный образчик повседневного серила, также базируется на персонажах. В связи с этим подбор характеров и типажей был очень важен, и от него зависел успех всего рассказа. Мне бы хотелось отметить лишь трёх героев, так как второстепенные персонажи я считаю необязательными для упоминания и разбора, в них много вторичности, и сами по себе они маловажные. Главная героиня сериала, а в сёдзё главная — это именно героиня, а никак не герой, — маленькая девочка Мицки, о которой я уже кое-что отписал во вступлении. Данный персонаж является типичным образом сёдзё-аниме, в нем заложены все те качества и свойства, которые, по укоренившемуся мнению авторов, должны быть у всех хорошеньких и умненьких японских девочек. В результате этого подхода Мицки – персонаж мало интересный (с точки зрения разбора), он слишком тривиальный и слишком правильный. Девочки в сёдзё-аниме — это почти всегда божьи одуванчики, излучающие добро и помогающие всем, кому только можно помочь, делающие лишь то, что может помочь кому-либо или, по крайней мере, не навредить кому-либо или чему-либо. Отклонения от норм возможны, но редки. Однако у Мицки есть и иная сторона, которую нельзя назвать характером персонажа. Наверное, это идея персонажа, если можно так выразиться. Та самая идея, которую я опять-таки уже упомянул во вступлении; эта идея выражается посредством персонажа и пытается донести до зрителя всю прелесть музыки, как искусства, весь смысл пения, как выражения чувств поющего. Эту идею трудно назвать персонажем, в данном случае персонаж и идея, которую он озвучивает, являются разнородными элементами, однако, гармонично друг с другом сочетающимися. И самое главное, что могло помешать показать эту идею, — это фальшь. Мне видится, что отсутствии фальши в данном случае — заслуга замечательно подобранного озвучивания главной героини. Следующий наиболее важный герой этой сказки – синигами Такуто. Синигами в Японии — это посланники небес, которые забирают души умерших, иногда их называют богами смерти. В данном случае слово «бог» явно не подходит, Такуто — обычный посланник, к тому же он не только синигами-новобранец, но и синигами, посылаемый к детишкам, то есть, его работа — забирать души у детей, а не у взрослых. Этим объясняется его нелепый и клоунский основной наряд — одна из форм, о которых я уже писал. Такуто — человек, который не помнит своего прошлого, но явно умерший и попавший на небеса, где ему поручили выполнять работу сборщика душ, а Мицки — его первое задание. Партнерша Такуто — бывалая синигами Мэроко, забавная девочка, ужасно влюбленная в Такуто. Её я упомянул не столько из-за важности, сколько по логике вещей. Среди этих троих героев основной является, конечно же, девочка Мицки, за которой пришли синигами; она носитель идеи произведения. Что касается двух синигами, то с ними вот какая история. Озвучить идею сериала можно было хоть в одной серии, но чтобы идея звучала, помимо голоса, ей нужно придать эмоциональный окрас, чему и способствуют Такуто и Мэроко. Попытаюсь объяснить следующим образом. Предположим, вы скачали основные песни сериала еще до его просмотра и прослушали их. Очень вероятно, что вы просто услышали в них качественный японский поп, не более. Но смысл этих песен не в том, чтобы показать, как в Японии умеют хорошо петь. Сериал и его герои, которые являются основою, заставляют звучать скачанные вами песни совсем иначе, ярче и эмоциональнее, ведь на этот раз в них уже вложены не просто слова и музыка, но и чувства, которые, нужно признаться, хорошо переданы и озвучены героями. Песни в данном случае всего лишь еще один инструмент. Помимо того, что сериал музыкален, он еще и лиричен, в нем много романтики. И именно эта лиричность придает музыкальной части произведения эмоциональный окрас, без этой лирики опять-таки не могла быть озвучена основная идея героини.

В итоге, если сгрести все в единую кучу, то выстраивается логическая цепочка, где главным звеном является идея, выражающая смысл музыки. Все остальное сразу становится логичным. Длинный тип повествования обязателен, без него не могло быть привыкания к героями и, как следствия, доверия, а без доверия не может быть эмоционального окраса, а без эмоционально окраса, как уже выяснили, не может быть озвучена идея произведения. Жанр сёдзё с элементами махо и повседневности также выбраны не случайны. Сёдзё — единственный жанр, который может кристально чисто показать любовь и романтические отношения, в отличие от сёнэна. А показать любовь означало придать произведению эмоциональности, но такая любовь не могла быть передана одним лишь сёдзё, тут в дело вступила повседневность, а элементы махо и кавая сделали эту повседневность милой и оттого ненадоедливой. И когда видишь, что все получилось столь уместно и собранно, и когда после просмотра слушаешь песни, слышанные до просмотра, но уже иначе, ярче, живее, тогда понимаешь, что авторами и экранизаторами проделана почти великая по своей сложности работа. И именно в этот момент хочется поставить им пятерку с плюсом за их замечательный профессионализм (или удачу), за их намерения не опошлить в очередной раз любовь к музыке, которая тесно переплетена с любовью к чему угодно, а преподнести её в той кристальной чистоте, на которую только способно аниме, как искусство.

 

 

 

Краткое содержание:

 

 

 

 

Заветная мечта двенадцатилетной Мицуки Коямы - стать профессиональной певицей. Ведь так она пообещала Эйти, ставшему её первой любовью. Каким же страшным ударом оказывается для девочки известие, что в её горле обнаружена злокачественная опухоль, удаление которой означает потерю её чудесного голоса. Более того, к ней являются два Ангела Смерти и сообщают потрясённой Мицуки, что жить ей осталось не более года. Но весь выделенный судьбой остаток жизни она готова посвятить осуществлению мечты! И тронутые посланники с того света решают помочь обречённой девочке, наделив её возможностью на некоторое время превращаться в совершенно здоровую шестнадцатилетнюю Полную Луну, имеющую шанс успеть выполнить задуманное. Надо торопиться, ведь время безжалостно летит вперёд...

 

 

Справка:

 

 

 

 

Главную героиню ТВ-сериала Мицуки Кояму и её "вторую половинку" Полную Луну озвучивает популярная японская певица Майко (Myco), родившаяся 27 февраля 1979 года в Токио. В возрасте двадцати двух лет она в качестве главной вокалистки и автора текстов песен стала участницей музыкального коллектива Changin' My Life, куда кроме неё вошли Синтаро Танабэ, гитарист, подпевала и автор музыки, исполняемой группой, и Хэмми Моритака (Henmi Noritaka), клавишник и аранжировщик. Трио, на творчество которого оказали заметное влияние такие западные группы, как U2, Underworld and A-Ha, дебютировало в 2001 году с синглом Luv.Remix, за которым последовали альбомы Changin' My Life (26.07.2002), Caravan (19.03.2003), The Best of My Life (17.12.2003) и ещё шесть синглов. Хотя Changin' My Life никогда не имела оглушительного успеха, но сильный голос Майко в сочетании с удачными композициями Синтаро и Моритаки нравился многим ценителям высококачественной поп-музыки. В 2003 году группа распалась после того, как Майко покинула её, начав самостоятельную карьеру соло. Searching for the Full Moon - первое аниме, в котором участвовала певица, и первый опыт оказался очень удачным. Майко не только озвучила Мицуки Кояму и её "вторую половинку" Полную Луну, великолепно передав различия в голосах героинь, но и исполнила вместе с Changin' My Life заключающие темы (эндинги) ко всем эпизодам сериала (на стихи самой Майко).

 

 

Ролики:

 

 

 

 

 

#1 

заставка №1 

 

#2 

заставка №2 

 

#3 

концовка №1  -

 

#4 

концовка №2 

 

#5 

концовка №2 «вживую» 

 

#6 

концовка №3 

 

#7 

концовка №3 «вживую» 

 

#8 

концовка №4 

 

 

В каком порядке лучше смотреть эту серию:

 

 

 

 

 

#1 

В поисках Полной Луны [ТВ] - ТВ (52 эп.), адаптация манги, 2002

 

#2 

В поисках Полной Луны OVA - OAV (1 эп.), адаптация манги, 2002

 

 

 серия снята по манге — Full Moon wo Sagashite

Эпизоды:

 

 

 

 

01. Nonetheless, I want to Sing
02. Eichi-kun and His Promise
03. Manager-san Has Arrived
04. Including Thoughts in the Song
05. The Beginning of Work
06. Long Day at the Studio
07. Full Moon Debeut!
08. Izzit really a hit?
09. Because I want to Hear It
10. The Laws of Show Business
11. Lens of Danger
12. Onion Ramen and the Saint's Stone
13. A Tiny Concert
14. Good Luck! Representation Manager
15. First Kiss!?
16. Rival's Entrance
17. The Disagreeing Couple
18. Run to the Audition!
19. Undelivered Vocals
20. Meroko, Alone
21. A New Idea
22. Excitement! A Live Solo!
23. Moving Panic
24. Dad's Song
25. A request for Wakaouji-sensei
26. A Wish for Tradition
27. I Absolutely Won't Lose
28. Full Moon's a Master of Love?
29. A new Death God - Izumi & Jonathan
30. Eichi-kun's Acquaintence
31. It's the Fall School Festival
32. An Honest Yen
33. An Enduring Sick-Demon
34. Old Man Bran
35. Mail from Eichi-kun!?
36. Fate's Rookie of the Year Award
37. A Present from Full Moon
38. Grandmother's Past
39. Crossing the Pacific
40. The Stolen Pendant
41. To Eichi-kun's Street
42. Eternal Snow
43. Again, Not Singing Twice...
44. A Sympathizing Heart
45. Izumi's Temptation
46. To a New Moon
47. A Wish To Live
48. You can't become Full Moon!?
49. Full Moon's Thoughts, Meroko's Thoughts
50. You can't become Full Moon!?
51. The Day of Fate
52. Searching for the Full Moon

 

На главную

Хостинг от uCoz