"ТЕТРАДЬ СМЕРТИ"

Я –  бог и новый мир построю!

 


Что в имени тебе моем?

 

С давних времен люди верят, что имена могут влиять на жизнь и судьбу человека. Имя может стать защитой, благословением, но через него же злые силы могут причинить человеку вред и даже убить.

Дорога в ад зачастую вымощена благими намерениями.

 

Неограниченная власть, попавшая в руки даже к хорошему человеку, со временем разлагает его, превращая в тирана и чудовище.

 

Скука – вещь опасная

Где-то за пределами человеческой реальности есть мир, где обитают боги смерти всех времен и народов. Этот мир не может похвастать особо яркими красками: небо там всегда затянуто серыми тучами, пейзажи зловещи и сюрреалистичны, а его обитатели выглядят жутковато. Впрочем, несмотря на все странности, жизнь в этом необычном мире подчинена своим законам и порядкам, нарушение которых карается весьма строго. Боги смерти хоть и выглядят страшновато, ведут вполне размеренный образ жизни и выполняют важное дело: они наблюдают за миром людей и ведут отсчет человеческим жизням. У каждого бога есть особая тетрадь, в которую он вписывает имя человека, после чего тот умирает. Забирая жизни людей, бог смерти продлевает свою собственную, но даже он не вправе отправить на тот свет человека, когда ему того захочется. Он может лишь придумать причину или обстоятельства смерти и сделать соответствующую запись только тогда, когда срок жизни человека подходит к концу; боги смерти обладают особым зрением, с помощью которого, взглянув на лицо человека, видят над ним его настоящее имя и дату окончания жизни.

А еще боги смерти должны быть беспристрастны. Привязанность или симпатия к какому-либо человеку может стоить богу смерти его собственной жизни.

Вот так размеренно и неторопливо течет время в мире богов смерти. Правда, раньше оно протекало намного веселее и разнообразнее. В мире людей царили варварские порядки, свирепствовали болезни, шли постоянные войны, люди отправлялись к праотцам так часто, что только успевай следить за подходящим сроком, придумывать причину смерти и делать в тетрадях соответствующие записи. А что сейчас? Человеческий мир стал более упорядоченным, военные конфликты, болезни и человеческая жестокость никуда не исчезли, но их размах уже не тот… Жизнь людей стала более мирной и размеренной. Богам смерти осталось только сидеть, неспешно наблюдать за миром людей, без особой фантазии делать записи в тетрадях да резаться в карты или кости. Тоска и скука…

Такое положение вещей пришлось очень не по нраву одному богу смерти. Он обманом выманил вторую тетрадь у своего собрата и, подбросив её в мир людей, решил малость поразвлечься, наблюдая за тем, что с ней будет, если она попадет в руки человека.

В это же самое время в Японии сидел на уроке английского и скучал старшеклассник по имени Лайт Ягами. Он из благополучной и обеспеченной семьи, лучший ученик школы, юный гений, сдавший пробный экзамен без единой ошибки, отлично играет в теннис, красивый парень, нравится девушкам, но жизнь кажется Лайту безумно скучной. Он умен и честолюбив, однако вокруг не происходит ничего заслуживающего его внимания: одинаковые дни тянутся друг за другом, вокруг одни и те же лица, те же предметы, по телевизору передают унылые новости. Но этот день станет последним однообразным днем в жизни скучающего вундеркинда.

Сидя на уроке английского, Лайт меланхолично смотрит в окно и вдруг видит, как прямо с неба падает черная тетрадка. Она падает на газон в школьном скверике, и позже на перемене, заинтересованный этим необычным событием, Лайт подбирает её. С виду это обычная тетрадь средней толщины, вот только надпись на плотной черной обложке странная: Death Note«тетрадь смерти», а внутри правила, среди которых любопытная фраза: «Тот, чье имя записано в этой тетради, умрет». Как и всякий здравомыслящий человек, Лайт подумал, что это чья-то неудачная шутка, но любопытство все-таки пересилило его скептицизм. А вдруг с помощью этой черной тетради и в самом деле можно кого-нибудь убить?

Лайт не стал долго раздумывать над этическим вопросом: имеет ли он право распоряжаться жизнью и смертью других людей, и быстро решил испытать тетрадь в деле. Первым подопытным стал преступник, взявший в заложники учительницу и учеников одной начальной школы, чье имя и лицо показали в новостях по телевизору. Как и было обещано, он умер через 40 секунд от сердечного приступа после того, как его имя было записано в тетради. Но это доказательство показалось Лайту недостаточным. Все могло быть просто удачным совпадением, и он решил испытать тетрадь снова. Вторым подопытным стал наглый байкер, грубо пристававший к девушке, только в этот раз новый обладатель тетради указал еще и причину смерти – гибель в аварии. Так и случилось: через 40 секунд байкер попал под грузовик. И это решило все! Лайт осознал, какие сверхчеловеческие возможности свалились на него буквально с неба, теперь жизнь и смерть людей в его власти и зависят от росчерка его пера. То, что он стал палачом и убийцей, ничуть не смутил юного гения. Теперь это стало его правом и даже священной обязанностью – очистить мир от преступников, которые из-за юридических уловок часто бывают наказаны не так сурово, как они того заслуживают. Лайт захотел переделать реальность, стать божественным судьей и восстановить справедливость.

Страницы тетради пополнялись новыми именами, когда Лайту явился тот, кто подбросил её в человеческую реальность – бог смерти Рюук. Но парень ничуть не растерялся. Рюук сам сказал Лайту, что, коснувшись земли, тетрадь стала частью мира смертных и всецело принадлежит своему новому хозяину. Сам же бог смерти теперь может лишь наблюдать за его действиями, чего он как раз и добивался.

 

Противостояние

Получив от Рюука еще некоторую информацию, Лайт рьяно берется за уничтожение преступников, искоренение зла и построение своего нового мира. В отличии от настоящих богов смерти, забирая жизни людей, он не продлевает свою собственную, а ведь человеческая жизнь так коротка, столько всего нужно успеть сделать… Лайт не указывает причину смерти, и все его жертвы умирают от сердечного приступа. Вскоре, как он и рассчитывал, простые обыватели начинают видеть в этих событиях проявление высшей силы. Начинаются разговоры, в интернете появляются сайты в поддержку Киры – так люди прозвали загадочного убийцу (немного искаженное японское прочтение английского killer – «убийца»).

Но в своем упоении ролью нового бога, высокомерии и презрении к обычным людям Лайт как-то подзабыл одну простую истину: на каждое действие найдется противодействие. Стражи порядка заметили закономерность в странных смертях преступников, но вот как поймать того, кто убивает на расстоянии? И тогда полиция решает обратиться за помощью к «L», лучшему в мире детективу, распутавшему немало безнадежных и запутанных дел. Никто не знает его настоящего имени и никогда не видел его вживую; даже высокопоставленные офицеры полиции общаются с Эл посредством ноутбука с латинской буквой L на экране и измененным голосом из динамика. Однако ради дела Киры Эл готов раскрыть свою конспирацию и даже рискнуть жизнью. Для него главное – поставить на место маньяка-убийцу, возомнившего себя карающим богом справедливости.

Делом Киры занимается целый отдел японской полиции, но Эл набирает всего лишь небольшую группу из самых надежных, готовых рискнуть ради этого опасного дела жизнью полицейских, среди которых и начальник полиции, а так же отец Лайта – Соитиро Ягами. Соблюдая все меры предосторожности, Эл приглашает их на встречу и представляется им под именем Рюзаки. Методом дедукции ему удается вычислить район, где живет Кира, его примерный возраст и психологический портрет. Но найти Лайта не просто; он знает о расследовании и потому крайне осторожен и делает всё возможное, чтобы никто не догадался, что он и Кира одно и то же лицо. Он без труда взламывает компьютер отца и внимательно следит за ходом расследования, однако эта утечка секретной информации не ускользает от внимания Рюзаки, и под подозрением оказываются ведущие дело Киры полицейские и их семьи. За Лайтом начинают следить агенты ФБР, в его комнате устанавливают камеры слежения, но ему все-таки удается выкрутиться. Впрочем, не совсем удачно. Допущен небольшой промах, но его вполне достаточно, чтобы обратить все подозрения Эл на одного Лайта. Несмотря на большой риск, Рюзаки решает встретиться с возможным Кирой лицом к лицу. Он даже признается ему, что он и есть таинственный Эл. Даже больше, чтобы иметь возможность всегда держать Лайта поблизости и следить за каждым его движением, он позволяет ему присоединиться к расследованию. Начинается напряженное и смертельно опасное противостояние двух юных гениев, двух сильных и неординарных личностей, в котором противники будут вести бой не с помощью оружия и мускульной силы, а с помощью разумов.

Лайту приходится все время быть настороже. Он не может и шагу ступить, слова сказать, предварительно их как следует не обдумав. Ведь стоит ему допустить ошибку, и все его мечты о своем божественном предназначении и новом мире пойдут прахом. Даже знание того, что Эл, или как он там еще себя называет, находится рядом, для него бесполезно: настоящего его имени он все равно не знает, да и если убьет его, то это лишь выдаст его самого. Со своей стороны Рюзаки тоже нужно быть предельно осторожным: малейшая оплошность может стоить ему жизни.

Но тут происходит нечто неожиданное для них обоих: по одному из телеканалов передают обращение второго Киры! В мир людей попала еще одна тетрадь смерти и её обладатель ищет встречи с первым Кирой, чтобы вместе восстановить справедливость. Он ведет рискованную игру, допускает ряд ошибок, едва не выдав себя окончательно, но ему все же удается встретиться с Лайтом. Вернее «ей», так как хозяйкой второй тетради оказывается симпатичная девушка по имени Миса Аманэ. Первый Кира её кумир, и, узнав, что это – красавец Лайт, девушка влюбляется в него без оглядки. Но чувства Мисы не вызывают у парня положительного отклика. Её пылкость, вызывает у него лишь раздражение, однако ему приходится подыгрывать ей, так как девушка может быть весьма полезной. Миса не только владеет тетрадью смерти, а еще и обладает глазами бога смерти. Она может увидеть настоящее имя человека и срок его жизни, стоит ей только взглянуть ему в лицо. Теперь избавиться от Эл будет намного проще, переложив всю грязную работу на Мису, но тут Лайт снова вынужден осторожничать. Во-первых, Рюзаки и так уже сумел вычислить, кто такая Миса, и какой способностью она владеет, так что Лайту приходится изворачиваться, лгать и скрывать тот факт, что он нашел второго Киру. А второе: присматривающая за девушкой богиня смерти Рэм, пообещала ему быстрый путь на тот свет, если он подставит Мису или причинит ей какой-либо вред. Что же касается Эл, то, несмотря на все его умозаключения и догадки, твердых улик у него пока нет. Он знает, что у него серьезный противник, и чтобы открыто бросить ему обвинение, одних подозрений и догадок мало. К тому же это дело смертельно опасно и важно, чтобы никто из окружающих его людей не пострадал.

 

Люди и боги, компаньоны и противники

Главная привлекательная особенность аниме-сериала «Тетрадь смерти» - его герои, эксцентричные и интеллектуальные. Они крепко связаны друг с другом узами дружбы, соперничества, вражды, привязанности и любви что делает их яркими, запоминающимися зрителю, заставляя того по-настоящему переживать и задуматься. До какой степени каждый из них доверяет другому? Они пристально наблюдают за каждым шагом друг друга. Нельзя недооценить противника в игре, ставки в которой – не только жизнь, а и внутренние принципы.

Лайт Ягами (Кира)

Лучший ученик школы, спортсмен, смелый и красивый парень, от которого девушки без ума. Но вместе с тем это самовлюбленный, расчетливый и циничный юноша. Ему смертельно скучно, но с появлением тетради жизнь обретает для него новый смысл. Будучи сыном полицейского и даже успев применить свои незаурядные умственные способности в расследовании нескольких дел, Лайт не понаслышке знаком с преступным миром и действующая система правосудия кажется ему недостаточно эффективной. Появление зловещей тетради должно все изменить. Лайт видит мир только в черных и белых цветах, он не задумывается над вопросом: имеет ли один человек право вершить судьбу других, решая, кому жить, а кому умереть? Для него все решается просто. Надо заставить людей боятся карающей высшей силы, от которой нельзя откупиться и которую нельзя обмануть. План Лайта работает, и уровень преступности действительно падает, но потом…

Безграничная власть порабощает и развращает. Обуреваемый страстями и желаниями человек не в силах выдержать груз того, к чему устойчивы боги смерти. Поверив в собственное превосходство, ради своего идеального мира с обществом из тех, кого он посчитает достойными, Лайт готов убивать не только отъявленных преступников, но и невиновных, тех, кто ему просто мешает. Ради высшей идеи можно пойти и на жертвы: детективы, агенты ФБР, Эл и прочие, кто мешает или угрожает Кире, должны оставить его в покое и умереть.

Лайта Ягами нельзя назвать абсолютно отрицательным или положительным персонажем – отношение к нему меняется на протяжении сериала. Поначалу его стремление к справедливости вызывает положительный отклик. И в самом деле, в мире полно мерзавцев, которые заслуживают смерти. Но позже все меняется. Лайт начинает испытывать возможности тетради, ставя эксперименты на сидящих в тюрьмах преступниках, не все из которых оказываются матерыми убийцами и негодяями. Потом он, не колеблясь, цинично и изощренно убирает всех агентов ФБР, ведущих за ним слежку, и девушку одного из агентов. И дело здесь даже не в самозащите, а в легкости, с которой он сначала использует людей, чтобы получить от них, то, что ему нужно, а затем безжалостно убирает их одним росчерком пера.

В середине сериала симпатии к Лайту снова возвращаются. Чтобы отвести подозрения Эл, он отказывается о владения тетрадью, забывает все, что было с ней связано, что он был Кирой, и снова становится самим собой. Вместе с Эл он ведет дело компании «Йотсуба», в которой завелся собственный Кира. Глядя на совместную работу этих двух парней с незаурядными способностями, думаешь, что при иных обстоятельствах они могли бы стать лучшими друзьями, а в деле расследования запутанных дел – грозой преступного мира. Да они и сами признают это, несмотря на взаимное недоверие. Но все это лишь могло бы быть…

Тетрадь смерти возвращается к своему прежнему владельцу, и Л,айт опять становится Кирой. Выясняется, что отказ от тетради и все дело с «Йотсубой» - его хитроумный и коварный план, чтобы одним махом избавиться от угроз Рэм и устранить Эл. Он без зазрения совести использует окружающих его детективов, Мису и даже богов смерти. В отношении Лайта устанавливается стойкая неприязнь, которая в дальнейшем только усиливается. Он лжет всем и вся, не колеблясь, цинично берет себе имя «L», становится во главе расследования дела Киры, отправляет на тот свет все больше народу, готов пожертвовать младшей сестрой, чтобы выведать имя противника, разыгрывает комедию у постели умирающего отца. Лайт превращается в чудовище, по сравнению с которым боги смерти хоть и выглядят страшновато просто милые и уравновешенные существа. Игра в бога ослепила его, и он не заметил, как сам превратился в маньяка-убийцу.

Рюук

Один из самых колоритных персонажей сериала, который во второй его части, к большому сожалению, появляется на экране все реже. Ему скучно в собственном мире, и он решает развлечься в мире людей. У каждого бога смерти есть только одна тетрадь, но Рюук с помощью нечестной игры в карты выманивает у одного из своих сородичей вторую, которую и подбрасывает людям. И развлечение получилось что надо! По не писанному правилу, Руюк должен присматривать за человеком, ставшим обладателем тетради смерти. Он с большим интересом наблюдает за действиями Лайта, даже на свой лад восхищается им, что и немудрено, ведь поднадзорный ему попался неординарный: смелый, расчетливый, циничный и целеустремленный молодой человек.

Когда Рюук явился Лайту, тот не испугался и не растерялся, а воспринял это явление как само собой разумеющееся при данных обстоятельствах. Впрочем, для других людей бог смерти остается невидимым и неслышимым: его может видеть лишь тот, кто коснется тетради смерти. Рюук рассказывает Лайту о правилах пользования тетрадью, но о всех, связанных с ней секретах и подвохах, не знает даже он. Бог смерти не мешает, но и не помогает своему поднадзорному. Рюук остается нейтральным и только с ухмылкой наблюдает за действиями самопровозглашенного бога. Однако он обожает яблоки, и за парочку этих сочных плодов может выполнить мелкое поручение: проверить, нет ли поблизости подслушивающих устройств, или предупредить о слежке, но не более. Несмотря ни на что, он остается тем, кем является на самом деле – богом смерти, беспристрастно выполняющим свое дело. По своему Рюук даже мудр. В самом начале он предупреждает Лайта, что тетрадь смерти не принесет своему владельцу-человеку счастья и долгой жизни. Придет время, когда, следуя неписанному закону, именно он, Рюук, запишет его имя в свою собственную тетрадь. Но Лайт не обращает на эти слова должного внимания; он молод, полон сил и уверен, что у него еще уйма времени, чтобы построить свой новый мир и увидеть его воочию. Позже он и вовсе забывает о зловещем предупреждении Рюука. А зря…

L (Эл), Рюзаки

Он же Хидеки Рюга, Эральд Коил и Данюве. Один из самых интересных и загадочных образов сериала. Лучший в мире детектив, раскрывший немало запутанных и сложных дел. Его настоящего имени не знает никто. Он общается с миром через доверенных посредников и при помощи ноутбука, но ради поимки Киры готов снять конспирацию и руководить делом лично. Эл ровесник Лайта, но его можно назвать Шерлоком Холмсом современного мира. Он обладает выдающимися аналитическими способностями и умеет ладить с самыми разными людьми; при общении с ним не только простые детективы-полицейские, а даже такой начальник полиции, как отец Лайта, вынуждены признать правоту его доводов и подчиняться ему беспрекословно. Вычислив, что Лайт может быть Кирой, Эл начинает пристально следить за ним и даже позволяет присоединиться к расследованию, чтобы тот всегда находился в поле его зрения. Он убежден, что истинная справедливость не должна основываться на смертях и страхе. В каждом случае должна быть своя справедливость, и она не приемлет однобокого категоричного подхода. Но одних подозрений мало, Эл понимает, что его противник не уступает ему по уму и изобретательности. Чтобы одолеть его, ему нужны твердые и неопровержимые доказательства, чтобы он мог бросить их ему в лицо, заставить Киру выдать себя, поймать его живым и показать миру, что такое настоящая справедливость.

Выглядит Эл-Рюзаки весьма эксцентрично: любит сидеть на корточках, носит мятые джинсы и мешковатую футболку, предпочитает ходить босиком и обожает сладости, особенно торты. Он одинок, замкнут, никому не доверяет, но самоуверенности ему не занимать. При своей привычке дни и ночи просиживать перед компьютерными мониторами, неумеренном поедании сладкого и умственной работе Рюзаки кому-то может показаться слабаком, но это не так. Как и Лайт он прекрасно играет в теннис, владеет боевым искусством и при случае может постоять за себя, просто он предпочитает не показывать эти свои таланты.

О прошлом Рюзаки известно очень мало, но по нескольким фрагментам сериала можно составить общую картинку. Он лишился родителей в раннем детстве и попал в «Дом Менни» - небольшой приют для детей-сирот в тихом укромном уголке Британии, откуда его вскоре забрал человек по имени Ватари. Ватари стал его наставником и сделал так, чтобы его воспитанник имел неограниченные финансовые возможности; по распоряжению Эл для работы над делом Киры строится целый небоскреб.

Рюзаки привык иметь дело с реальными фактами, но при расследовании дела Киры понимает, что столкнулся с чем-то, что отличает его от всех предыдущих дел: боги смерти, способность убийцы видеть имена и убивать на расстоянии. Он принимает это, хотя другие полицейские считают все это невероятным. Когда же Рюзаки доводится коснуться роковой тетради и увидеть бога смерти, он воспринимает это вполне нормально – еще один фрагмент головоломки встал на своё место. Однако твердых улик против Лайта это ему по-прежнему не дает. Во время совместного расследования дела компании «Йотсуба», при всех своих подозрениях и недоверии, Рюзаки признается ему, что был бы рад видеть его своим другом. Лайт потрясен этим откровением, но тоже сознает, что они достойны друг друга и при иных обстоятельствах могли бы стать лучшими друзьями. Но…

Когда дело «Йотсубы» завершается, Рюзаки понимает, что его время на исходе. Он знает, что Лайт лжет ему, что Миса его сообщница и догадывается, что вся история с компанией его рук дело, но бессилен что-либо предпринять. Однако нельзя сказать, что Рюзаки проиграл – свой последний ход он оставил на будущее. Он сумел уйти так, что вынудил Лайта поколебаться, испытать ужас угрызения совести. Впрочем, Лайт постарался побыстрее забыть эти неприятные события, вновь облекшись в непробиваемую уверенность в своей правоте и божественном предназначении, но начало его поражения было положено…

Ватари

Приемный отец и наставник Рюзаки, гениальный изобретатель. Этот персонаж второго плана очень напоминает верного дворецкого Альфреда из вселенной Бэтмена, но в отличие от него продает все свои изобретения и патенты на них различным компаниям, получая за них миллионные гонорары. Все средства идут на благотворительность, но большая часть из них уходит в Британию, на поддержку «Дома Менни» и его воспитанников – детей, одаренных какими-либо талантами, которые по тем или иным причинам стали сиротами.

Ватари – самый верный и надежный спутник и помощник Рюзаки. Он отлично справляется с ролью степенного дворецкого, приносящего своему компаньону чай и разные сладости, сидит за компьютером, помогая отслеживать и обрабатывать поступающую информацию, а при случае может отлично справиться с ролью меткого снайпера.

Миса Аманэ (второй Кира)

Популярная модель, певица и актриса с трагичной судьбой. Её родители были убиты грабителями, которым удалось избежать правосудия. Они были наказаны Кирой, за что Миса готова боготворить его и служить ему. Она натура романтичная, веселая и эмоциональная, кажется невероятным, что вторая тетрадь смерти оказалась у неё, но здесь своя очень необычная история.

Бог смерти Гелус должен был записать имя девушки в свою тетрадь, указав в качестве причины смерть от рук сумасшедшего фаната, но, наблюдая за ней, Гелус влюбился в неё и не смог сделать этого. Он сохранил ей жизнь, чем нарушил один из главных законов богов смерти, и умер сам. Теперь, согласно тому же закону, тетрадь должна принадлежать человеку, жизнь которого продлил бог смерти, пожертвовав собственной. Рэм, бывшая с Гелусом в роковой момент, передает тетрадь Мисе.

Узнав, почему и каким образом ей досталась такая необычная вещь, девушка пришла в восхищение и приняла это наследство. Кроме этого она заключила с Рэм сделку: обменяла половину своей жизни на способность видеть глазами бога смерти, позволяющую ей узнать имя человека лишь взглянув тому в лицо. Но все эти возможности Миса не использовала так активно как Лайт, она не собиралась становиться богом и строить новый мир. Жизнь у неё была яркой, не скучной, Миса больше думала о нарядах, украшениях и прочих девчачьих радостях, чем о преступниках. От её руки на тот свет отправилось лишь небольшое количество преступников, да и то только те, о ком сочли нужным упомянуть в дамских журналах и подобных средствах информации. Но все изменилось, когда Миса узнала о Кире, и он отомстил за её родителей. Он стал её кумиром, и впечатлительная девушка захотела встретиться с ним, чтобы вместе творить справедливость. Когда же она узнает, что Кира – красавчик Лайт, то влюбляется в него без оглядки. Но эта любовь слепа. Миса не видит, что Лайт просто использует её, ради него она готова на все: еще раз заключить сделку с богом смерти, сделать все, о чем он попросит, не задумываясь о последствиях и о том, правильно ли он поступает. Она счастлива уже от того, что находится рядом с ним. Самого же Лайта эмоциональность Мисы и необдуманность, с которой она зачастую действует, просто раздражают; она может наделать ошибок и поставить под угрозу все его планы. Но её глаза бога смерти и вторая тетрадь могут быть крайне полезны, и Лайт вынужден изображать перед Мисой ответные чувства, чтобы держать её под контролем. Впрочем, какому парню будет неприятно всегда иметь под рукой симпатичную девушку, преданно смотрящую ему в глаза и готовую ради него на все.

Многие поклонники сериала полагают, что Миса – персонаж глупый и не нужный, разводящий на экране «сопли», нарушающий его строгий и логичный сюжет. Но это далеко не так. Появление Мисы привносит в сериал яркие краски, своеобразную иронию и нотку романтичности – не все же время сидеть и наблюдать за напряженным словесным и умственным поединком Лайта с Рюзаки и их последователей, хочется немного и отвлечься. К тому же не стоит забывать, что Миса не так уж глупа, как может показаться на первый взгляд; будучи вторым Кирой, ей удавалось довольно находчиво соблюдать осторожность и сохранять инкогнито, да и позже она никогда не трусила и проявляла находчивость. Но что поделаешь. Слепая любовь к Лайту превращает очаровательную и в принципе неглупую девушку во влюбленную дурочку, ставшую послушным орудием в руках своего кумира.

Рэм

Богиня смерти, передавшая Мисе тетрадь Гелуса, и с тех пор присматривающая за девушкой. Она рассказывает ей о свойствах тетради, но и предупреждает о связанных с ней опасностях. В отличие от Рюука Рэм не развлекается в мире людей: она считает человеческую жестокость отвратительной, и не очень хочет, чтобы Миса использовала тетрадь в полную силу. Но, как и полагается настоящему богу смерти, она должна оставаться лишь бесстрастным наблюдателем. Когда Рэм знакомится с Лайтом, то ей крайне не понравился ни он сам, ни его методы. Она просит Мису быть с ним настороже, но влюбленная девушка и слышать не хочет ничего дурного о своем кумире. Рэм видит, что Лайт обманывает и использует Мису, и чтобы хоть как-то защитить её угрожает ему, пообещав записать его имя в своей тетради смерти, если он причинит девушке какой-либо вред.

Рэм старается быть бесстрастной по отношению к Мисе, но её привязанность к ней оказывается сильнее, чем она сама того хотела. И, к сожалению, это становится для неё роковым. Лайт воспользуется этой слабостью в своих целях. Когда Рэм понимает, что стала пешкой в его игре, то уже не может ничего изменить. Мисе грозит смертельная опасность, и чтобы защитить её, Рэм делает то, чего и хотел от неё Лайт.

Соитиро Ягами

Отец Лайта и начальник полиции. Мужественный человек, умеющий принимать быстрые решения в критических ситуациях и фанатично преданный работе. Это, пожалуй, самый трагичный персонаж сериала. Расследование дела Киры становится для него самым главным, напряженным и сложным делом в жизни. Он готов заниматься им, чего бы оно ему не стоило: семьи, работы, здоровья и даже жизни. Для Ягами-старшего невыносимо думать, что его сын (которым он гордится) может быть Кирой, подозревать его, и вместе с тем он готов до конца выполнить свой долго полицейского, доверяет Эл и не спорит с ним. Чтобы доказать невиновность сына он готов пойти на самую безумную затею, но Лайт не сможет оценить этот поступок по достоинству. Он вообще по отношению к собственным близким выглядит отстраненным и равнодушным; отец для него лишь орудие и такая же пешка в его великой игре, как и остальные детективы, окружающие его. Приходит время, когда Ягами-старшему доведется самому подержать в руках роковую тетрадь, увидеть богов смерти и даже обрести глаза бога смерти. Он не догадывается, что сын ведет с ним двойную игру, и использует его новые способности, чтобы устранить противника, осмелившегося бросить ему вызов. Как и многим другим, дело Киры стоило ему жизни, но до самого последнего момента он уверен (или сам старается убедить себя) в том, что Лайт не виновен.

Ниар, N

Ещё один эксцентричный персонаж, воспитанник «Дома Менни» и наследник дела Рюзаки. Узнав о гибели Эл, он и его компаньон-соперник Мелло поклялись отмстить за него. Ниар – тоже юный гений, обладающий незаурядными аналитическими способностями. Он работает в США, сотрудничая с ЦРУ и ФБР, его настоящее имя неизвестно, в лицо его знают только несколько доверенных агентов и детективов, работающих с ним. Ниар не только наследник дела Рюзаки, но и его ученик, отчего очень похож на него. Также недоверчив и осторожен, любит сидеть на корточках, с внешним миром общается через доверенных лиц или посредством компьютера, носит джинсы и великоватую по размеру рубашку. Во время своих раздумий он любит складывать различные головоломки или расставлять вокруг себя в определенном порядке игрушки из-за чего может показаться ребенком, но это впечатление ох как обманчиво…

Ниар станет достойным продолжателем дела своего наставника. Он называет тетрадь смерти оружием массового уничтожения и считает, что такая вещь не должна находиться в руках людей. Когда он свяжется с Лайтом, тот, увидев на экране монитора букву «N» и услыхав из динамика измененный голос, испытает настоящий шок. Чувствующий себя полным победителем, Лайт сразу увидит за таинственным N руку Рюзаки и поймет, что у него появился новый и опасный противник. Ниар без особого труда вычислит, что новый Эл, и тот, кто стоит ныне во главе расследования (а именно Лайт), скорее всего и есть первый Кира. Лайт попытается уничтожить нового противника, но тот избежит опасности, применив весьма необычный ход. Этот случай подтвердит подозрения Ниара насчет Лайта. Для него все дело Киры станет некой головоломкой или шахматной партией, в которой он расставит, не упустив, ни одной фигуры: будь то он сам, его соперник и компаньон Мелло, Кира и его помощники, детективы и агенты ФБР.

Отдавая дань гению Рюзаки, Лайт будет думать, что уже никто не сравняется по уму и проницательности с его первым противником. Он уверен, что предвидит каждый ход Ниара, но тому только это и нужно. Позволяя, Лайту думать на свой счет все что угодно, он тем временем со всей осторожностью и предусмотрительностью расставляет всех действующих лиц так, как ему нужно. Он делает последний неожиданный и рискованный ход и получает возможность сделать то, что не удалось Рюзаки: получить неопровержимое доказательство и открыто бросить Лайту обвинение, заставив того с головой выдать себя.

Мелло

Настоящее имя – Михаель Кил. Еще один воспитанник «Дома Менни», продолжатель дела Рюзаки, компаньон и соперник Ниара. Эти двое очень отличаются по характеру, из-за чего с детства постоянно дрались и спорили друг с другом. Решив заняться делом Киры, они заключают своего рода соглашение; каждый пойдет своим путем, расследование станет для них состязанием на то, кто первый поймает Киру. Они не собираются помогать, но и не мешают друг другу. Впрочем, иногда они все же обмениваются некоторой информацией.

Этот раскованный, самоуверенный, поедающий шоколад плитками, парень по-своему уникален. Он смел, быстро соображает и делает соответствующие выводы, умеет так повести дело с находящимися вне закона людьми, что, несмотря на свой юный возраст, становится для тех непререкаемым авторитетом. Действия Мелло жестки, рискованны и выходят за рамки закона, но действуют безотказно и помогают достичь поставленной цели. Однако при всем этом парню все-таки не хватает предусмотрительности и осторожности Ниара, из-за чего успех его предприятий оказывается кратковременным, а его собственная жизнь висит на волоске. Мелло уверен, что сможет поймать Киру, но вскоре признает, что в одиночку ему не одолеть такого сильного противника. Он объединяется с Ниаром, и вместе они делают неожиданный для всех ход. Но это предприятие оказывается смертоносным; оно стоит жизни лучшему другу Мелло, да и он сам снова проявляет неосторожность, что имеет для него самые печальные последствия.

В финале, встретившись лицом к лицу с Лайтом, Ниар отдает дань уважения памяти своего погибшего компаньона и говорит, что свой последний ход в деле Киры они сделали вместе, в чем и сравнялись с Рюзаки. Завершение дела – заслуга их троих, а не его одного.

 

Кроме вышеперечисленных основных героев, можно упомянуть четырех детективов: Айзава, Моги, Укита и Мацуда, а также еще двух персонажей, появляющихся во второй части сериала – Такада Киёми и Миками Тэру. Четырех детективов, вместе с Ягами-старшим, отобрал для расследования дела Киры еще Рюзаки. Они достойно выполняют свою работу, но позже, перейдя под начало второго Эл, грубо говоря, попросту протирают штаны и топчутся на месте. Они верят своему новому шефу, а Лайт не избавляется от них только потому, что их устранение может стать явной уликой против него. Они начинают сомневаться и подозревать неладное лишь после того, как Ниар высказывает свое мнение насчет Киры и нового «L». Что же касается двух других, то они играют более заметную роль.

Такада Киёми – умная и красивая девушка, популярная телеведущая, бывшая однокурсница Лайта и ярая сторонница Киры. Посчитав, что она может быть ему чрезвычайно полезной (стать вестником воли Киры на TV), Лайт возобновляет с ней знакомство и признается, кто он на самом деле. Такада влюбляется в парня и готова стать представителем Киры, но для Лайта она такая же пешка, как Миса и другие, кто его окружает. Когда девушка исполняет свою задачу и становится уже не нужной, он без малейших колебаний избавляется от неё.

Миками Тэру – молодой прокурор, с детства сталкивающийся с несправедливостью и желающий, чтобы в мире восторжествовала справедливость, не важно, каким способом. Он ярый фанат Киры и ищет с ним встречи, чтобы служить ему. Это желание вскоре осуществляется. Лайт встречается с Миками и, отдав ему тетрадь Мисы и попросив, заключить сделку в обмен на глаза бога смерти, делает своей карающей рукой. Однако новые возможности изменяют Миками с чудовищной силой и невероятной скоростью. Достойный молодой человек, который сделал бы не мало дел во благо справедливости, ревностно исполняя свою работу, превращается в настоящего психа, ежедневно просиживающего часами в закрытой комнатке и вписывающего одно за другим имена в тетрадь смерти, в исступлении повторяя одно единственное слово: «Уничтожить!»

 

Аниме, которое запоминается

Death Note вполне заслуженно считается одним из лучших и стильных аниме последних лет. Неглупый, заставляющий зрителя задуматься сюжет, длинные, но захватывающие диалоги, яркие персонажи – все это было перенесено из одноименной манги с большой кропотливостью. И в этом большая заслуга режиссера: Тецуо Араки разбавил детективный сюжет художественными решениями, подходящими больше для мистического триллера. Это сделало стиль аниме запоминающимся, а  повествование – динамичным. Кто бы подумал, что пару строк в тетради можно написать так стильно! Легкие движения, изящный росчерк пера – и вот уже кто-то валится на землю, схватившись за сердце.

Визуальное исполнение аниме безупречно. Художники студии Madhouse, известной такими проектами как Gungrave, Vampire Hunter D, Bloodlust и Paprika, не зря получают свои йены. Фоны, персонажи и всевозможная техника прорисованы в мельчайших деталях. Особо хочется отметить лица героев – реалистичные и выразительные, в них не увидишь присущих стандартных для аниме типажей. На спецэффектах тоже не экономили, но и не переборщили. Благодаря компьютерной обработке картинки, анимация получилась отличной.

Стоит также отметить музыкальные композиции в открывающей и финальной заставке. Они выполнены в стиле тяжелого рока: где-то угрожающие, где-то мелодичные. Музыка в самом сериале тоже мрачная и мелодичная – то, что надо для мистического триллера.

Единственным недостатком, пожалуй, можно назвать лишь то, что вторая часть сериала (эпизоды 26 - 37) не такая напряженная и логичная, как первая. Появляются «проходные» серии, в которых почти ничего не происходит, а если что-то и происходит, то нечто незначительное, что можно было вполне как-то скомпоновать в более насыщенные эпизоды. На экране не так часто появляются персонажи, за действиями которых хотелось бы наблюдать чаще: те же Рюук, Ниар и Мелло. Из-за всего этого накал страстей как-то снижается. Наверное, создатели сериала решили дать зрителям передышку. Но в целом аниме смотрится отлично, сохраняя интерес зрителя до конца, а за великолепный финал вполне можно и простить некоторую затянутость.

В общем, «Тетрадь смерти» - это отличный мистический детектив, с интересной концепцией, захватывающим сюжетом, харизматичными персонажами и качественной графикой, который заслуживает пристального внимания и того, чтобы его посмотрели.

 


Дополнительная информация:

 

DEATH NOTE (ТЕТРАДЬ СМЕРТИ)

Формат: 37-серийный телесериал (2006)

Жанр: мистика, детектив, триллер

Производство: студия Madhouse

Режисер: Тецуо Араки (Gungrave, Galaxy Angel)

Список эпизодов:

01 – Перерождение (Rebirth)

02 – Противостояние (Confrontation)

03 – Сделка (Transaction)

04 – Преследование (Pursuit)

05 – Торг (Bargaining)

06 – Открытая рана (Open Seam)

07 – Облачное небо (Clouded Sky)

08 – Взгляд (Gaze)

09 – Контакт (Contact)

10 – Подозрение (Suspicion)

11 – Штурм (Entrance)

12 – Любовь (Love)

13 – Признание (Confession)

14 – Друг (Friend)

15 – Ставка (Gamble)

16 – Решение (Decision)

17 – Казнь (Execution)

18 – Товарищи (Companion)

19 – Мацуда (Matsuda)

20 – Замена (Makeshift)

21 – Работа (Activity)

22 – Направление (Guidance)

23 – Безумие (Mania)

24 – Возрождение (Revival)

25 – Тишина… (Silence)

26 – Перевоплощение (Reincarnation)

27 – Похищение (Abduction)

28 – Нетерпение (Impatience)

29 – Отец (Father)

30 – Правосудие (Justice)

31 – Перемещение (Transfer)

32 – Выбор (Selection)

33 – Усмешка (Ridicule)

34 – Настороженность (Glare)

35 – Жажда крови (Murderous Intent)

36 – 28 января (1.28)

37 – Новый мир (New World)

 

Death Note

МАНГА (ЯПОНИЯ)

Текст: Цугуми Ооба

Рисунок: Такаси Обата

Число томов: 12 (в России вышло 2)

Издательство: «Эксмо», 2008 г.

200 стр. 15.100 экз.

 

 

Также есть три художественных фильма производства Японии, которые, судя по отзывам зрителей, сильно уступают одноименным манге и аниме-сериалу.

«Тетрадь смерти»

«Тетрадь смерти 2»

«Тетрадь смерти 3: L»

 

                           

 

 

 

Статью подготовила Ulfarra.

Декабрь 2008 г.

 

 

При подготовке статьи использованы материалы из интернета, журнала «Мир фантастики», а также собственные впечатления автора.

 

 

Назад

Хостинг от uCoz