ЯПОНСКИЕ КУКЛЫ

ИСТОРИЯ И ТРАДИЦИИ

 

Куклы в Японии не обязательно являются предметом игры. Конечно, дети играют с ними, но их роль намного шире. В древней Японии (да и не только в ней) куклы были символическими изображениями богов и людей, использовались как амулеты, обереги, привлекающие добрых божеств и охраняющие от злых духов. Кстати, японское слово «нингё» (кукла) пишется двумя иероглифами, которые дословно переводятся как «образ человека». Глубокий символизм и магическая роль кукол не удивительна в такой стране, как Япония. Согласно древней японской религии синто, земля, деревья и растения являются местами обитания божеств-ками, и поэтому все, сделанное из этих материалов, заведомо наделено магической защитной силой.

Первые куклы – догу – появились в Японии более 10 000 лет назад. Их отличительный признак – большие глаза, как у насекомых или сов, которые, согласно верованиям, отпугивали злых духов. Среди догу встречаются изображения животных и условные изображения человека. Догу являлись своеобразными посредниками между миром богов и миром людей, часто служили подношениями богам земли в обмен на богатство, процветание, удачное ведение хозяйства и защиту от грозных природных стихий.

 

Период Кофун (около 300-592). В это время распространяются куклы-охранители ханива – глиняные статуэтки, которые устанавливались на курганах – могилах вождей. Самые древние ханива представляли собой толстые цилиндры высотой до 60 см, а также символические изображения щитов и шлемов, украшенных магическими узорами. Позже появились ханива – модели синтоистских святилищ или амбаров, а затем – фигурки животных и изображения людей.

Существовали строгие правила установки и ориентации фигурок на курганах. Цилиндрические ханива устанавливались на вершине холма в виде прямоугольника или круга. Ханива в виде людей и животных – рядами внутри или снаружи прямоугольника. Фигурки петуха – солнечной птицы, возвещавшей восход, и боевого коня, оседланного для похода, устанавливались смотрящими на восток, фасады домиков – к югу, статуи воинов – к четырем сторонам света. Также ханива клали и в могилу. Считалось, что ханива, помещенные в могилу знатного человека, будут заменять ему после смерти слуг и домашних животных.

 

Период Асука (592-710). В этот период в Японию приходит буддизм и закрепляется традиция кремации. Кремировать стали не только умерших людей, но и принадлежащих им кукол. Считалось, что кукла вмещает в себе дух человека, а вместе с ним и его недуги. Сожжение – верный способ избавиться от них и злых духов.

В этот же период иммигранты из Корей приносят в Японию много новых традиций: восточный зодиакальный календарь, технологию ткачества, изготовление бумаги. И бумага получает самое широкое распространение именно в изготовлении кукол (папье-маше) и кукольных нарядов.

 

Период Нара (710-794). В этот период в Японии появляется еще два новых типа игрушек. Деревянные лошадки, сделанные монахами храма Тамукэяма Хатиман и щенки императрицы Комё из храма Хоккэ-дзи. И сейчас эти традиционные игрушки производятся в Нара.

В двух литературных шедеврах периода Хэйан (794-1185) «Повести о Гэндзи» Мурасаки Сикибу и «Записках у изголовья» Сэй Сёнгон встречаются описания кукол, кукольных домиков и Хина асоби – фестивалей кукол.

 

Период Камакура (1185-1333). Этот период в истории Японии считается эрой милитаризма и дзэнской аскетичности. Но именно с этим периодом связано появление очень интересной традиции: буддийские статуи вырезались из дерева без одежд, а уже потом верующие наряжали их в обычную одежду. Таких статуй осталось немного, так как дерево и ткань материал недолговечный, однако традиция сохранилась в форме каменных статуй дзидзо в память об умерших детях. Родители, заботясь о них и после смерти, одевают их в красные переднички и чепчики.

Также в период Камакура появились и фигурки дарума. Самый древний дарума (13 век) находится сейчас в храме Эмпуку-дзи недалеко от города Киото. Фигурка дарума округлая и гладкая без рук и ног. Это объясняется тем, что когда-то индийский священник Бодхидхарма (по-японски Дарума) провел в пещере девять лет в состоянии неподвижной медитации, в результате чего у него отказали руки и ноги.

В новогодние дни каждая семья в Японии стремится обзавестись дарумой. Он становится своего рода ангелом-хранителем приютившей его семьи или человека. Существует особый ритуал, чтобы привлечь божество на свою сторону. Дарума изготавливается без зрачков в глазах, и после приобретения его хозяин рисует в пустой глазнице зрачок, загадывая при этом желание. В награду за прозрение Дарума должен выполнить просьбу. Если желание исполняется, ему рисуют второй глаз, а если пожелание не сбывается, то спустя год он будет сожжен в новогоднем костре.

 

Период Муромати (1333-1568). В этот период большое влияние на формирование эстетических принципов японской культуры оказывают императорский двор и сёгунат. Вместе с театром Но из Нара произошли знаменитые нарские куклы, изображающие актеров Но в шикарных костюмах и необычных деревянных масках (обязательный атрибут театра Но).

 

Период Момояма (1568-1600). Это время прославилось широким строительством замков. Синтоистские часовни и буддийские храмы стали основными мастерскими по производству ритуальных кукол и игрушек.

В те времена набрали силу паломнические путешествия в храм Исэ и 33 храма Каннон. В бедных деревнях появление человека, имеющего возможность отправиться в паломничество, было событием, которое может случиться раз за всю жизнь. Поэтому жители таких деревень очень долго собирали определенную сумму денег, чтобы паломник смог отправиться в путешествие и привезти из знаменитых храмов оберег для всей деревни. Эта традиция сохранилась и сейчас в виде о-миягэ - с–вениров, которые привозят друзьям и членам семьи из путешествия.

 

Период Эдо (1600-1868)

Эдо – столица сёгуната Токугава, которая во времена своего расцвета стала сердцем новой экономической и культурной эры. Именно в этот период появилась мода на роскошных кукол. Согласно легенде, вассал одного знатного вельможи, желая угодить ему, подарил его дочери красивую куклу. Этот жест восхитил и дочь, и отца, а примеру находчивого вассала стали следовать и другие. Куклы становились все шикарнее, став еще одним способом капиталовложения. Кукольный бум был настолько силен, что грозил подорвать экономику государства. Пришлось даже издавать соответствующий указ, ограничивающий масштабы производства и степень роскошности кукол.

 

Хина Мацури

3 марта в Японии отмечается праздник девочек Хина Мацури, который с 18-го века статус национального. Еще этот праздник называется «Момо но Сэкко» (Праздник цветения персика). В древности в этот день совершался ритуал избавления от болезней и несчастий, для чего из бумаги делали небольшие фигурки людей, мужчин и женщин. Шаманы переносили на них все зло и беды людей, а затем бросали их в ручьи и реки, сжигали или зарывали в землю.

В 18-м веке во время правления сёгуна Ёсимунэ добавился обычай устраивать в этот день в домах, где есть девочки, выставки богато одетых кукол, изображающих жизнь императорского двора. Эта традиция сохраняется и в наши дни.


В домах, где есть девочки, сооружается красивая красная подставка из нескольких ступеней. На самой верхней ступени усаживают самых дорогих и красивых кукол – дайри-сама (дословно - «господин заместитель»), изображающих императора и императрицу в сверкающих парчовых нарядах. На ступеньках ниже располагаются фрейлины, музыканты, телохранители и слуги – все в соответствии с титулами и рангами. Сама лесенка-подставка украшается фонариками, миниатюрными деревцами, изящной игрушечной мебелью и утварью. Главные куклы выставки обязательно должны быть парными – символизировать мужчину и женщину. Сейчас, добавляя в традиционный набор кукол нечто современное, вроде изображений знаменитых актеров, спортсменов или кого еще, их все равно всегда ставят в паре, причем мужская фигурка по традиции всегда устанавливается справа от женской.

Набор кукол для Хина Мацури – лучший подарок семье, где родилась девочка. Зачастую такие куклы являются настоящим произведением искусства. Их бережно хранят, передают из поколения в поколение и достают из сундуков только раз в году. Иногда набор кукол является значительной частью приданого невесты и становится одной из самых дорогих семейных реликвий.

 

Танго но Сэкко

5 мая в Японии отмечается праздник мальчиков Танго но Сэкко (Праздник первого дня лошади) или Сёбу но Сэкко (Праздник ириса). С древних времен лошадь в Японии была символом смелости и мужества – качеств, необходимых подрастающему молодому человеку. Слово же «сёбу» (ирис) переводится с японского еще и как «победа» или «почитание воинской доблести».

В день Танго но Сэкко в домах, где растут и воспитываются сыновья, выставляются военные игрушки: мечи, самурайские шлемы, миниатюрные доспехи и куклы воинов в богатых одеждах. Каждая кукла имеет свое лицо и характер, прообразом для неё мог послужить сказочный или даже реально существовавший персонаж: доблестный император, храбрый воин, мальчик-персик Момотаро или юный воин Кинтаро.

 

В 1773 году была издана книга известного кукольного мастера Китао Сигэмаса «Эдо нисики», описывающая более 80-ти разновидностей кукол. К 1804 году разновидностей кукол было уже около 300. В конце эпохи Эдо (начало 1800-х гг.) появились удивительные механические куклы – каракури. Такие куклы могли подносить гостю чашку чая, писать иероглифы или стрелять из лука по мишени. Постепенно выделилось три главных типа каракури:

Мацури каракури – устанавливаются во время фестивалей на платформах, которые провозят по улицам города, или на стационарных сценах, чтобы добавить религиозному духу праздника игровой оттенок.

Когё каракури – используются в кукольных представлениях для развлечения.

Дзасики каракури – для украшения комнаты.

Одни каракури приводятся в движение с помощью человеческих рук или под действием ртути, песка или воды. Другие двигаются сами – заведенные пружины их механизма начинают работать, поворачивая внутри зубчатые колеса.

Изготовление каракури требовало исключительного мастерства. Куклы делали из натурального дерева, зачастую без единого гвоздя. Для каждого вида деталей применялись строго определенные сорта дерева. Некоторые старинные экземпляры каракури сохранились до наших дней, и после тщательной реставрации и настройки механизмов могут показать свои необычные способности. Создаются каракури в Японии и сейчас. Ежегодно на острове Хонсю в первую субботу апреля в небольшом городке Инуяма проводится фестиваль оживших кукол.

Развивалось производство кукол и в регионах. До наших дней сохранилась разновидность традиционных куколок под названием кокэси. В древности на севере страны эти куклы использовались шаманами для защиты от злых духов. По другой версии – кокэси предположительно были мемориальными куклами в память о детях, умерщвленных при абортах или в младенчестве. Чаще всего кокэси изображают девочек, поскольку в древней Японии рождение девочки было менее желанным, чем мальчика.

Южные регионы под влиянием Китая и Кореи в создании кукол и игрушек ориентировались на образы зодиакального календаря, а также создавали игрушки, передвигающиеся на колесиках. Материал для изготовления кукол был дешев и прост: глина, дерево, бамбук, солома, трава и старая бумага. И только благодаря изобретательности и фантазии мастера, появлялись оригинальные и привлекательные игрушки. Производством игрушек занимались в основном простые ремесленники, и зачастую они сами придумывали игрушкам замысловатые легенды, чтобы сделать их более привлекательными.

 

Несмотря на значительное влияние западной культуры, японцы удивительным образом умеют сочетать старое и новое. Они очень трепетно относятся к традициям и стараются сохранять древние ремесла. Символика древних кукол и их магические качества существуют и сейчас. Красный цвет игрушки отпугивает злых духов или завлекает и уничтожает их. Обезьяны и лошади являются символами плодородия и богатства, собаки – благополучного рождения детей и их здоровья, дарума исполняет желания. Одни игрушки-обереги защищают от стресса, пожаров, болезней и землетрясений, другие дают здоровье, счастье, безопасность в путешествии, удачу в бизнесе, счастливую семейную жизнь.

 

 

Наталия Збыковская

Екатеринбург. Май 2012 г.

 

 


При написании статьи использованы материалы с выставки «Традиционные куклы и игрушки Японии» (Краеведческий музей Екатеринбурга. 2012 г.) и материалы из интернета. Фото автора и из интернета.

 

 

 

Назад

Хостинг от uCoz