Куноити - исскуство диких цветов...

Кто такие куноити?

http://stat15.privet.ru/lr/0905e5fbbc89b5533761affa63a9eb4dОбщее название методов использования женщин в ниндзюцу, а также использование методов ниндзюцу женщинами носит имя «куноити-но дзюцу». Общеизвестно, что в первом случае, чаще всего (но не всегда) использовались наёмницы из числа проституток, гейш, певичек или даже дам из аристократической прослойки общества (т.н. карима-куноити)[1], во втором действовали прошедшие специальную подготовку профессионалки из семей ниндзя (симма-куноити).
Что означают дословно термины «карима» и «симма»?
Сочетание иероглифов «карима» в современном японском языке буквально означает «арендованная» или «снятая в наём комната». Однако иероглиф «ма» ( - в другом прочтении звучит как «кан»), помимо значений «комната» и «удача», имеет и третье значение: «узкий промежуток», «просвет».
Ещё Сонси (кит. Сунь цзы) использовал его для обозначения понятия «шпион» в своей легендарной книге «О ведении войны» (в китайском эквиваленте читаемом как «чень»). Этот иероглиф состоит из двух частей «мон» - «ворота» и «нити» - «солнце». Другими словами, шпион должен просачиваться в самую маленькую щель, подобно тому, как солнечный луч проникает через малейшую щель между створками ворот – неудержимо и, в то же время, незаметно. Важно также отметить это «между», так как часто работа лазутчика (или лазутчицы) заключалась в том, чтобы посеять смуту и вражду между начальником и подчиненными или двумя коллегами на службе у одного даймё. Иероглиф «кан» используется в таких словах как «кандзя» - «шпион», «лазутчик», «кантё» - «агент разведки», «шпион» или «искусство шпионажа».

Следовательно, карима-куноити (или, иначе, «карима-но онна») указывает на три важных аспекта: привлечение кого-то со стороны (первая часть слова - «кари» - буквально означает «аренда», «найм за деньги», «взятие в долг»), цель ( «кан» от «кантё» - «шпионаж») и женский пол агента ( «онна» – «женщина»).

http://stat15.privet.ru/lr/090546dff9ed2b4da812a9562c9cdd70«Симма-куноити» пишется как . Первый иероглиф в этом слове ( «син») означает «родственники», используясь в таких словах как никусин – «кровное родство», синсэки – «родня» и др. Значения двух других иероглифов читателям ясны из анализа предыдущего термина – «шпионаж» и «женщина». Иными словами, «симма-куноити» - это «кровная родственница, используемая в качестве шпионки».
Теперь давайте рассмотрим собственно термин «куноити» и попытаемся понять, какой смысл вкладывали ниндзя в это слово, а также то, в чём заключается главное отличие куноити нинпо от традиционых методов ниндзя-мужчин.
Встречается несколько вариантов написания слова «куноити» японскими иероглифами и знаками азбук катакана и хирагана:

Первое, и наиболее распространённое из них – это иероглиф «онна» (букв. озн. «женщина»), прочитанный в порядке написания черт этого иероглифа: 1. КУ (первая черта) - 2. НО (вторая черта) - 3. ИТИ (третья черта) - . Иногда слово «куноити» так и пишут, используя азбуку катакана и иероглиф «1»: , иногда переставляют порядок черт, получая слово «итиноку» . (В «Бансэнсюкай» использовано другое сочетание иероглифов для написания слова «куноити» ). Из этого можно сделать довольно простой и логичный вывод, что ниндзя подобным образом просто… зашифровали слово «женщина», и не более. Но, как читатель убедится ниже, это не совсем так.
Когда слово «куноити» записывается иероглифами-числами как (или ), это слово начинает нести в себе другое значение, прямо указывая на главное оружие женщин-ниндзя – их пол. Буквально иероглифы означают «девять и одно». Под «девятью и одним» в данном случае ниндзя подразумевали… отверстия на теле человека. Как известно, у мужчин их девять, у женщин – десять. Таким образом слово куноити также означает «девять [таких же] и одно [отличающееся отверстие]».
Также «куноити» пишется и еще одной комбинацией иероглифов - , что в переводе означает «девять талантов [в] одном [человеке]». Как известно, девятка в японской эзотерической традиции (и традиции ниндзя в том числе) считалась счастливым числом, приносящим удачу, неминуемую победу. Следовательно, куноити – это исключительно удачное стечение способностей и талантов в одном человеке (женского пола), приносящее победу тем, на чьей стороне действует данная личность. Под «девятью талантами» принято считать традиционные ниндзя хатимон (восемь «обязательных» умений (или «врат») ниндзя: киай, тайдзюцу, кэнпо, содзюцу, сюрикэндзюцу, кадзюцу, югэй и кумон (или киумон)) и девятые, почти исключительно женские «врата» - т.н. мирёкудзюцу, «искусство быть привлекательной [для мужчин]» или «искусство обольщения». Подробнее остановимся на последнем искусстве, очень редко освещаемом в литературе по ниндзюцу.

Мирёкудзюцу – искусство обольщения

В хорошо охраняемый замок, куда ни днём, ни ночью не мог пробраться самый ловкий и подготовленный воин-тень, легко могла войти обольстительная женщина.
Всемирная история знает много случаев, когда каменное сердце воина вмиг таяло перед симпатичным личиком, мимолётной улыбкой, брошенным украдкой томным взглядом, лёгким кивком головы или «случайным» прикосновением руки коварной обольстительницы. Ниндзя не могли пройти мимо эту особенности мужской психологии и… внесли технику обольщения в свой и без того не малый арсенал.
Мирёкудзюцу ниндзя придавали особое значение, обучая ему, кстати, не только женщин, но и, зачастую, привлекательных юношей (ни для кого не секрет, каким буйным цветом в среде воинов и аристократов средневековой Японии цвела однополая любовь).

Вот несколько выдержек из книги нашего сокэ Хацуми Масааки «Хидэн Тогакурэ рю нинпо» по этому поводу: «…Когда мужчины подвергались атаке куноити, использующей мирёкудзюцу, большинство мужчин теряли голову. Это – один из главных секретов куноити нинпо… …Женщины всегда могут использовать свой пол как инструмент. Куноити использовали его в качестве главного секретного оружия. Они использовали свою женственность, чтобы ослепить врагов-мужчин, сокрушить цудзу[3] противника и использовать свои уникальные способности, чтобы смешать иллюзию и реальность (кёдзицу тэнкан хо) в сознании врага…

…Есть т.н. ёндзюхати манко но дзюцу («методов, идущих от самого сердца»). «Сорок восемь» (ёндзюхати) означает практически всё, от хорошего меча (мэйто) до любого хорошего инструмента (мэйки); это слово из разговорного языка. Однако ниндзя использовали любое оружие, даже плохие и тупые мечи, подобно Кобо Дайси[4], который не заботился о том, какой кистью он будет писать…
…Куноити также превосходно владели техникой земли (секс). Они знали множество способов сексуального наслаждения и по своим познаниям превосходили большинство современных массажисток…
…Куноити не может быть истерична или слишком эмоциональна. Она должна обладать сильной кагэрики (скрытой мощью.) Но кагэ («тень», «в тени», «скрытое») также означает «кагэ» (букв. «то, что прикрыто одеждой»)».
Традиционно мирёкудзюцу, помимо умения красиво одеваться, поддерживать беседу, пользоваться косметикой и т.д. включало в себя и т.н. «методы соблазнения» (сики хо), на которых хотелось бы остановится чуть подробнее.
Косёку хо (букв. «методы проявлять чувственность и возбуждать сладострастие»). Это, так сказать, «первый шаг», основа, то, с чего необходимо начинать. Для того, чтобы совратить мужчину, для начала рекомендовалось пробудить в нём чувственное влечение (сикидзё ), лучше всего, представ перед ним в роли кэйсэй (куртизанки) и став привлекательной для «разрабатываемого обьекта».
Известно, что ни одежда, ни косметика, ни черты лица или фигура (хотя всё это, конечно, имело очень важное значение) сами по себе не могут очаровать – очаровывает и соблазняет, прежде всего, женственность и игривость (лёгкость, непринуждёность) поведения.
Как пишет Хацуми Масааки: «Главное для куноити – научиться правильно себя вести. Только это в действительности, важно. Быть кэйсэй – значит быть умной, красивой и соблазнительной, но несерьезной женщиной. Важен тот факт, что мужчин привлекает, когда женщина относится к ним игриво. Все кэйсэй были умными и получали всесторонне образование. Если подобная женщина приближалась к группе мужчин и вела себя легко и непринуждённо, все они, даже те, кто обычно не был падок на женщин, оказывались очарованы. Джина Лолобриджида, известная актриса, как-то сказала: «Для женщин важнее выглядеть лучезарно, но вести себя скорее легко, но сдержанно, нежели сухо и умно. Размер вашей груди не важен. Сексуальны вы или нет – это зависит скорее от характера и поведения, чем от внешности».
После того, как объект попадался в расставленные сети, подразумевалось, что куноити может развить свой успех одним из трёх способов. Первый, наиболее простой и «грубый» способ, называется сюсёку хо или «умение обольстить пьяного». Как гласит пословица, «что у трезвого на уме, у пьяного на языке» и женщина-ниндзя, владевшая специальным искусством поддерживать разговоры на любую тему (убагутидзюцу – букв. «искусство болтать, как старуха», «искусство сплетничать»), добивалась своего быстро и без особых проблем. Иногда, для усиления эффекта, могли, конечно, использоваться и наркотические «добавки» в питьё или еду, чтобы на утро болтун даже не вспомнил не только того, что именно он говорил, но и ту красотку, какой он всё это рассказывал. В случае, необходимости, также мог быть использован и смертельный яд.Второй способ, сравнительно более длительный по времени, называется инъёку , (букв. переводимый как «вожделение»). В основе этого метода – воздействие на физические чувства мужчины: зрение, слух, обоняние и т.д. Его суть в том, что мужчина очень хочет коварную куноити физически и ничего не может с этим поделать, сгорая от плотского вожделения. Все его мысли заняты только тем, как овладеть ею в самые короткие сроки и ради этого он готов на всё. Здесь на первый план для обольстительницы выходит умение принимать рекомендованные сексуальные позы, разговаривать и дышать особым образом, а также использовать специальные духи, и даже еду и питьё... Если такому безумцу пообещать подарить ночь любви, он может отдать за это всё что угодно, даже пойти на предательство и измену…
Как пишет Хацуми-сокэ: «Психологические атаки – те, что используют пять чувств. Например, для визуальной атаки женщина может ничего не носить под платьем. Для куноити несложно атаковать мужчину через его чувства.
У большинства мужчин женские формы вызывают трепет вожделения.

Подготовка куноити и их тайная деятельность

Как известно, симма-куноити были профессионалками, которые готовились к своей карьере с самого детства под руководством специального наставника и «надзирателя» - кантокуся. Существует не так уж много сведений об этом непростом процессе.
Кантокуся стремился создать у подопечной впечатление, что она - его единственная ученица, старался привязать ее к себе, вселив в ее сердце любовь. Это делалось для предотвращения провалов, ведь для куноити тонкая психика, высокая чувствительность и эмоциональность – главное оружие, и она могла действительно влюбиться в того, за кем должна была шпионить. В этом случае кантокуся должен был быстро ее ликвидировать, чтобы не допустить провала агентурной сети…
С.К. Хайес в своей книге «Мистическое искусство ниндзя: гипнотизм, невидимость, оружие» рассказывает о специальной школе по подготовке куноити. Ее организовала Мотидзуки Тиёмэ, вдова Мотидзуки Моритоки, вассала Такэда Сингэн, павшего в одном из сражений с армией Уэсуги при Каванакадзима в 1561 году. Поскольку род Мотидзуки издревле контролировал деятельность ямабуси и мико (женщин-медиумов, исполнявших обязанности прорицательниц при синтоистских храмах, а также прислужниц при храмовых церемониях) на территории провинции Синано (сейчас Сигата), князю Такэда пришла в голову идея, согласно которой Тиомэ Мотидзуки должна была подготовить группу хорошо обученных мико, которые наряду с обычными задачами шпионажа, наблюдения или выполнения поручений в местности Кай (теперь Яманаси), где находились владения Такэда, могли быть использованы и в провинции Синано (ныне Сигата). В стратегическом отношении эта провинция была особенно важна, так как и Такэда Сингэн, и его соперник Уэсуги Кэнсин рассматривали ее как важную цель в своих будущих завоеваниях. Во время своего правления Такэда придавал большое значение службе своих лазутчиков ниндзя. Он вербовал их как из своих собственных подданных, так и из рядов своих противников. Куноити были всего лишь еще одним звеном в его цепи информаторов. Они оказывали ему услуги при сборе информации или перепроверке сведений других агентов. Юные служительницы храмов могли без труда разъезжать по стране и вступать в контакт с местными агентами, не вызывая подозрений. Таким образом, они позволяли увеличивать власть и осведомленность рода Такэда.
Тиёмэ принялась за дело и решила создать настоящий центр по подготовке куноити в деревне Нацу (Тиса-Гун в провинции Синдзу, современная область Нагано).
Поскольку мико не могли выходить замуж и им не разрешалось иметь детей, требовались молодые невинные девушки или совсем маленькие девочки. Поэтому Тиёмэ стала отбирать подходящих ей кандидаток из бесчисленных беспризорных детей и покупать новорожденных девочек у разорившихся крестьянских семей. В лице наставницы девочки обретали мать, заботливую, добрую, но, вместе с тем, строгую учительницу. А в глазах местных жителей Тиёмэ выглядела просто милой доброй женщиной, которая обогрела теплом своего сердца десятки несчастных сироток.
На первых порах девочки постигали все тонкости профессии мико. Но параллельно с этим наставница прививала им чувство преданности, привязывала к себе, постоянно напоминая, что именно она спасла их от голодной смерти, заменила мать, дала кров и тепло очага. Бедным девушкам, фактически изолированным от мира, ничего не оставалось, как уверовать, что их долг и возможность достижения счастья в жизни заключаются в том, чтобы беспрекословно подчиняться приказаниям Тиёмэ и хранить верность организации и сестрам-мико.
На следующем этапе будущие куноити осваивали шпионские навыки добывания и передачи секретной информации, распространения слухов и физического устранения врагов. В результате суровой многолетней тренировки бедные сиротки превращались в смертоносных куноити, перед женскими чарами которых не мог устоять ни один мужчина. Основным в их подготовке было умение манипулировать мужчинами, использовать их слабости в свою пользу. Глубокое знание психологии, актерский талант, тонкая интуиция - вот главное оружие женщины-ниндзя. Конечно, это совсем не означает, что куноити не могла использовать приемы физического воздействия – но о них и их специфике мы поговорим чуть позже.
Такие хорошо обученные женщины-агенты были способны добывать важную информацию из обеих вожделенных провинций. Кроме того, Тиомэ советовала своим подопечным подробнейшим образом выспрашивать путешественников, которые пересекали соответствующие территории, что давало ей возможность всегда быть в состоянии воссоздать точную картину политической и военной ситуации для Такэда Сингэн. Для того чтобы сохранить в тайне деятельность сети куноити, роль Тиомэ Мотидзуки оставалась известной только самому военачальнику — этой тайной он никогда не делился ни с одним из человеком даже из своего ближайшего окружения.

Кроме описанного образа мико, женщины-ниндзя из других кланов, наверняка изучали и классические методы синоби хэнсодзюцу (см. раздел на сайте). После соответствующей подготовки они могли с успехом примерить на себя личины, соотвествующие задаче, которая была поставлена перед ними. Могли изобразить из себя странствующую богатую даму, беременную крестьянку или монахиню, собирающую подаяние; могли присоединиться к труппе бродячих актёров или акробатов; могли изобразить помешавшуюся, больную или убитую горем вдову… Благодаря специальному гриму и прекрасному знанию психологии мужчин, куноити могла изобразить из себя и юного самурая – тем более, что юноши 14-16 лет уже с успехом служили своим кланам…

Подслушивая, подсматривая, собирая сплетни или распространяя слухи, втираясь в доверие, соблазняя или разговорив пьяного, женщины-ниндзя с большим успехом действовали на территории всей Японии на благо своих кланов и их нанимателей…
Именно благодаря тому, что женщина-ниндзя могла использовать очень многое из того, что было доступно и ниндзя-мужчинам, в «Бансэнсюкай» куноити-но дзюцу посвящено лишь три страницы из десяти томов: автор энциклопедии справедливо посчитал, что хитрым и умным мастерицам тайных дел или их наставникам не будет так уж сложно интерпретировать описаные в десяти томах методы и уловки под себя и свой пол.
Кроме того, нужно помнить, что «Бансэнсюкай», не учебник, а справочник или, точнее, собрание рекомендаций, полезных советов, нужных рецептов и инструментов; методы тренировки или подготовки к чему бы то ни было в нём отсутствуют.Три страницы из «Бансэнсюкай» (том «Ёнин»), посвященных куноити-но дзюцу:
Как читатели могут видеть, автор легендарной энциклопедии ниндзя Фудзибаяси Нагато использует для написания этого термина два варианта: и . Интересно, что иероглиф «» обозначает «долгий» (чаще всего используется в словах, имеющих отношение ко времени). Так что еще одним вариантом понятия куноити может быть «долго [пребывающая в] одиночестве» или, в переносном смысле, «одинокая» (докусин). На страницах 2-3 описание какурэмоно-но дзюцу (написано как ) – «искусство плаща-невидимки».

Единственной, так сказать, «чисто женской» уловкой, описанной в «Бансэнсюкай», является т.н. искусство «Плаща-невидимки» - какурэмоно-но дзюцу. В чём заключался этот метод?
Задайте себе вопрос: что в первую очередь сделает состоятельная дама, переезжающая на время в дом к мужчине – ведь она должна всегда выглядеть прекрасно: ухоженной, красиво одетой, правильно накрашенной… Конечно, велит доставить на выделенную ей часть дома её вещи – платья, косметику и т.п. «женские штучки». Поскольку дама состоятельная, то и вещей у неё должно быть соответственное количество, помещающееся в совсем не маленьком (а то и не одном) сундуке… Такой сундук в состоянии нести лишь два человека, подвесив его на деревянный брус и взвалив на плечи.
Кто станет обыскивать личные вещи, тем более женские, тем более, если женщина – фаворитка (любовница, невеста) господина? Естественно, никто. А зря.
Ведь именно этот сундук и становился «плащом-невидимкой» (японский аналог шапки-невидимки из русских народных сказок) для ниндзя-мужчины субтильного телосложения весом не более 40-45 кг! Он прятался на самом дне сундука под платьями и другими вещами и спокойно дожидался ночи, чтобы затем невидимо свершить свои тёмные дела в том доме или замке, куда его с превеликой осторожностью проносили прямо перед носом у бдительной охраны и затем раствориться в предрассветной дымке…
Какурэмоно-но дзюцу

Куноити и боевые искусства

Красота – красотой, прелести – прелестями, а тренировок в изощрённых методах боя с оружием и без (синоби будзюцу) в кланах ниндзя – по причине принадлежности к слабому полу – никто не отменял. Девочки и юные девушки тренировались наравне с мальчиками и юношами, в равной степени постигая науку ласки и нежности и науку боли и смерти.
Конечно, ниндзя не были настолько глупы, чтобы наивно полагать, что хрупкая девушка сможет потягаться силой в бою с крепким подготовленным воином. Силовые тренировки делают женщину мужеподобной, а суровая закалка ударных зон уродует руки и ноги. Долгая практика с тяжёлым оружием натирает мозоли на ладонях, а после учебных схваток неминуемо остаются синяки и ссадины, особенно на чувствительном женском теле. Поэтому ставка в женской подготовке к смертельно опасной схватке делалась на иное. Прежде всего и больше всего внимания уделялось утонченным аспектам ближнего боя (тайдзюцу) и использованию скрытых, сюрпризных и малых видов оружия (хибуки, сикомибуки и кобуки). Тактику нападения из засады, методы снятия часовых или приёмы партизанской войны, пригодные для мужчин-ниндзя, при подготовке женщин заменяли приемами манипуляции и тренировкой интуиции в связи с их бльшими способностями в области практической психологии при встрече с противником-мужчиной. Специальное оружие, изворотливость и гибкость, ловкость и скорость движений, точность и хитрость…
Ну и, конечно, женское коварство – вот качества, весьма подходящие для куноити, вступающей в бескомпромисный поединок с врагом или защищающей свою честь или жизнь.
http://stat15.privet.ru/lr/0905f2d34a9134f6f1310a1d36beae8dПервое, с чего начинается подготовка юной куноити к схватке с врагом – как в древние времена, так и сейчас – это искусство тайхэндзюцу. В отличие от ниндзя-мужчин, женщины должны уделять внимание не столько навыкам бесшумного шага или лазанию по деревьям и отвесным стенам, сколько лёгким прыжкам и перекатам, умению безболезненно падать и мгновенно подниматься на ноги, уворачиваться и уклоняться. Как известно из истории, некоторые стили ниндзюцу использовали в своём арсенале головокружительные акробатические элементы – а мы, на примере спортсменок, занимающихся спортивной гимнастикой, знаем, насколько сложные пируэты и сальто в воздухе способны вытворять совсем еще юные девчонки, благодаря своей пластике, координации и систематическим тренировкам…
Отдельное внимание уделяляется практике движений в чисто женской одежде. Подобно традиционном японским женским кимоно, дзори и гэта (обувь на деревянной подошве) современное длинное вечернее платье и туфли на высоком каблуке накладывают свою специфику на практические действия в подобном наряде: удержание равновесия при выполнении каких-либо технических действий, поднятие и удерживание рукой (руками) или разрывание длинной юбки (что, помимо чисто практической направленности для облегчения перемещений, может также действовать возбуждающе на мужчин, как и внезапное обнажение груди), быстрое снятие обуви и использование её как оружия – всё это исключительно женские методы, которым должно уделяться большое внимание при практической подготовке куноити.
Куноити, прогуливающаяся с зонтиком, подвергается внезапному нападению со стороны мужчины. Она поворачивает зонтик к атакующему, как бы прикрываясь от него, но на самом деле покрепче перехватывает ручку зонта под самыми спицами подобно копью. Закрывая зонт, куноити с шагом вперёд бьёт нападающего остриём зонта в солнечное сплетение или пах. Вновь раскрывая зонт прямо перед лицом противника, куноити наносит сквозь него удар пальцами в глаза или ладонью в кончик носа нападающего, сбивая его на землю.
Как в древности, так и сейчас, женские техники боя также отличаются от мужских, вернее, используют тот арсенал движений, которые, вызывая сильную боль или смерть, не требуют при этом большой физической силы.Вот что пишет по этому поводу Хацуми Масааки: «Куноити но дзюцу используется в основном женщинами против мужчин. Это требует от неё отличного знания мужской анатомии. Куноити должна не только знать слабые места мужчины, но и то, как при необходимости их атаковать. […]
К основным безоружным способам атаки куноити относятся техники, не требующие никакой физической силы - начиная с когороси (перелом мизинца), оягороси (перелом большого пальца), мэцубуси (ослепление) и хаппакэн (хлопок ладонями по ушам) и до формы, называемой фудо канасибари (воздействие с помощью крика киай)».

* Закалке ударных зон женщины должны предпочесть отращивание и всемерное укрепление ногтей (благо, сейчас существует множество косметических средств для этого), а также способов их применения в бою: такие техники, как сякокэн и босикэн, могут вам в этом помочь;
* Чтобы компенсировать недостаток силы, куноити должна научиться поражать уязвимые точки противника – глаза, кожу лица и головы, уши, губы и рот, горло и половые органы противника - впиваясь в них своими пальцами со специально отращенными и укрепленным ногтями, щипая, сжимая, разрывая… используя всю доступную энергию и «ярость тигрицы, защищающей своего тигрёнка» (термин из Гёкко рю);
* Удар двумя ладонями, сложенными лодочкой, по ушам (хаппакэн) – еще один верный способ на время «отключить» атакующего – хрупким женщинам напомню, что этот приём стоит на вооружении спецназа всех стран мира;
* Также необходимо использовать удары ногами и коленями в пах, колено или подьём стопы противника – со всей возможной силой и точностью, используя каблуки и острые носки туфель и сапог;
* В очень тесном контакте также весьма эффективны также удары локтями и головой – особенно, если удар направлен в правильную область поражения – глаз, висок, нос, горло, солнечное сплетение, рёбра или пах – и снова побольше ярости в глазах, визга в ушах противника и холодной жестокости в сердце.

Оружие и женщины.

Несколько слов о том, какое оружие традиционно использовалось женщинами в Японии, и чему стоит уделить внимание сегодня.
Как известно, не только ниндзя готовили своих женщин к схватке с врагами. Многие японские женщины из самурайских родов наряду с мужчинами практиковались в боевых искусствах, чтобы, в случае необходимости иметь возможность защитить себя, своих детей или свой дом от незванных гостей в отсутствие мужа. Женщины с успехом осваивали кэндзюцу, нагинатадзюцу, тантодзюцу, кусаригама и сюрикэн, стреляли из лука (кюдзюцу) и ездили на лошади (бадзюцу).
Даже мало знакомые с «классическими» дисциплинами будзюцу, жены и дочери воинов изучали использование специальных кинжалов, постоянно носимых с собой для самозащиты или самоубийства (в случае, если самозащита оказалась неэффективной и женщина была изнасилована) путём перерезания яремной вены на шее (чтобы не допустить позора для семьи). Женщины с собой носили, как правило, кайкэн или небольшой айгути. Кайкэн обычно помещали в футокоро (или, иначе, кай) - особую складку, которая на кимоно являлась подобием «пазухи». Иногда кинжал поменьше помещали в тамото (скроенная особым образом широкая часть рукава кимоно, используемая как карман, в который можно что-то положить со стороны разреза, имеющегося в подмышке ). Комплекс приёмов, специфических для кайкэн, иногда так и назывался - кайкэндзюцу.
В средневековой Японии существовал очень интересный обычай, связанный с кинжалом. Молодая девушка самурайского сословия, выходя замуж, как часть приданого приносила в дом мужа особый кинжал-амулет, который назывался омаморито (те, кто хотя бы раз побывал в Японии и посетил там какой-либо синтоистский храм, знают значение слова омамори: первый иероглиф имеет значение «управлять», но в сочетаниях является префиксом или суффиксом, указывающим на принадлежность к синтоистскому культу, а второй иероглиф означает «защищать, охранять, наблюдать, нянчить»; вместе они дают слово «амулет» или «оберег»). Так вот этот «оберёг» имел только одно назначение – оскорблённая в лучших чувствах женщина-самурай имела законное право исользовать его… вместо развода! Вот такая традиция…
Старинный омаморито
И еще... Девушкам на заметку. Слово футокорогатана, которое записывается теми же иероглифами, что и кайкэн - в современном японском языке означает «тайный союзник», «последняя надежда», «последняя опора»...
Из хорошо известных и существующих до сих пор школ корю будзюцу, как минимум две имеют специальные тренировочные комплексы для обучения женщин владению танто: это Тэндорю и Дзикисинкагэ рю . Причём последняя имеет специальные женские ката с ножом…
Технический приём из Дзикисинкагэ рю нагинатадзюцу: семэтэ (проводящая приём), после того, как её нагината была выбита у неё из рук, левой рукой останавливает локоть вооружёной руки укэтэ (атакующей) и, выхватывая свой танто, приканчивает её молниеносным ударом в точку суйгэцу (солнечное сплетение).
Традиция практиковать боевые искусства женщинами в Японии жива и сегодня. Существуют женщины-сэнсэи высоких рангов и даже женщины-сокэ в различных корю будзюцу и современных системах, таких как иайдо, кэндо, кюдо, айкидо и дзюдо. А нагинатадо (фехтование на японских алебардах) вообще считается чисто женским видом соревновательного спорта (подобного кэндо).
Танака Мидори, дочь известного мастера нескольких стилей корю будзюцу Танака Фумон, которой он передал звание сокэ в Хонмон Энсинрю, демонстрирует начало техники иай ката кэнсакэн («удар грома») с длинным мечом (дайто), сидя на лошади. (фото из книги Tanaka Fumon «Samurai Fighting Arts: The Spirit and the Practice»)
Не отставали (а часто превосходили) в мастерстве владения различным оружием от самурайских женщин и женщины-ниндзя. Наряду с традиционными для синоби будзюцу видами оружия – такими как меч, шест или сюрикэн - женщины при тренировках уделяли в древности и должны уделять сегодня большое внимание работе оружием из малого и тайного арсенала ниндзя, такому, как уже упоминавшиеся короткие ножи и кинжалы (кайкэн), шипастые кольца (какуси) или кастеты (какутэ), когти на кончики пальцев (заменяющие крепкие ногти: «нэкодэ», букв. «кошачья лапа») и др. Исторически куноити нередко использовали в качестве оружия металлические, костяные или деревянные декоративные заостренные заколки (кансаси), украшавшие прическу или палочки для еды (хаси), а также сексуальные игрушки[8], письменные и курительные принадлежности или музыкальные инструменты, которые скрывали в себе бритвенно острый клинок и при необходимости мгновенно превращались в смертоносное оружие (о хибуки и сикомибуки на нашем сайте будет отдельная статья). Также весьма любимым оружием были иглы разного «калибра».
Специально натренированная куноити должна уметь мгновенно всадить иголку в какую-нибудь уязвимую точку человеческого тела (учите топографию кюсё, девушки!) и умертвить жертву. В древности куноити также умели и плеваться иголками из миниатюрной бумажной трубочки, попадая противнику в глаз и ослепляя его. Такой способ в традиции ниндзюцу известен как «фукумибари» - «иглы, выдуваемые [изо рта]». Хацуми Масааки также описывает использование рыболовного крючка и лёски против половых органов врага. Такая техника известна как намасудзури: «Куноити используют оружие с рыболовным крюком, которым мужчину цепляют за пах, после чего веревкой опутывают его ногу, так что если он пошевелится, то сам себя поранит очень нехорошим способом».
Сегодня в сумочке большинства женщин также можно обнаружить множество полезных для самозащиты и не менее смертоносных в умелых руках предметов: пилочки для ногтей, маникюрные ножницы и перочинные ножики, длинные ключи и дезодоранты с пульвелизатором, зажигалки и ручки. Важно не только знать о том, что их можно использовать как оружие, нужно еще и уметь им пользоваться, а главное – психологически подготовиться к тому, что вам придётся нанести, быть может «травмы, не совместимые с жизнью» напавшему на вас…
Надо сказать, что подобная готовность – едва ли не самое главное: психологическая подготовка женщин и девушек к бою, в основном, сводится к готовности без малейшего колебания пускать в дело весь доступный арсенал – как техники, так и оружия. Инструкторам нужно помнить, что как в средневековой Японии, так и в современном мире мальчиков с детства учат быть сильными, жёсткими, «настоящими мужчинами», умеющими отстаивать свою честь не только при помощи логических доводов, но и, если это необходимо, при помощи кулаков – так старшие готовят их к роли защитников родины и семьи, отцов и мужей-добытчиков. С девочками всё наоборот: их учат быть покладистыми, ласковыми, «тихими», приучая к мысли о том, что для них уготована роль жены и матери, и им недопустимо драться по какому-либо поводу... При этом обычно говорится, что свою честь они долны блюсти «всеми доступными средствами», о самих «средствах» не давая ни малейшего понятия или давая очень расплывчатые рекомендации.
Эта связанная с культурными традициями и биологическим предрасположением установка часто находится в резком противоречии с абсолютной необходимостью защиты при непосредственной угрозе.
Женщине, к сожалению, требуется слишком много времени, чтобы понять, что посягательство на её жизнь является не просто игрой и что требуется эффективная и незамедлительная защита. Если, наконец, в её сознание проникает мысль: «Это серьезно, и я должна что-то сделать!» - во многих случаях бывает уже слишком поздно…
Психологические установки в традиции Тогакурэрю ниндзюцу учат женщину тому, что опасный агрессор или насильник не может больше считаться членом человеческого общества. Рекомендуется считать их нелюдями, злобными монстрами или бешеными псами, которых нужно уничтожать всеми имеющимися в распоряжении средствами и чем быстрее, тем лучше. Своим нечеловеческим поведением они сами уничтожили свое право считаться людьми. Как однажды написал С. К. Хайес: «Подобно тому, как тело способно производить как здоровые, так и болезненные раковые клетки, которые, если им не воспрепятствовать, могут разрушить весь организм, так и общество тоже может порождать здоровых членов и болезненно агрессивных, стремящихся к бессмысленному разрушению индивидуумов. Все люди должны оцениваться по их внугренним ценностям, и с ними соответственно следует обращаться. Каждый, кто является достаточно ценным, имеет право вести счастливую, здоровую, целенаправленную жизнь, и должен осознавать опасное для жизни достойных внимания членов человеческого общества безумие каждого, кто является убийцей или бессовестным преступником. Такие циничные типы и сами не лучше, чем разрушительные силы, представителями которых они являются».
В конце этого краткого обзора куноити-но дзюцу я хотел бы дать короткий совет всем девушкам и женщинам, решившим овладеть древним таинственным искусством ниндзя: чтобы стать настоящими куноити, вы должны ценить себя, работать над собой, совершенствоваться духовно и физически. Примите к сведению пожелание нашего сокэ: «Я бы пожелал всем женщинам - юным леди, зрелым и пожилым дамам быть «бесценными женщинами», т.е. «совершенствами». Если вы сможете честно сказать: «Я бесценная женщина», то сможете прожить, как прекрасные дамы древности».
А мужчинам… Мужчинам будет полезен другой совет от Хацуми-сэнсэя: «Ниндзя должен быть способен распознать приемы куноити, поскольку он никогда не должен терять себя из-за женщины. Чтобы вы ни делали, не теряйте себя. Вы не должны быть невнимательны – даже если противник кажется слабым. Такая стратегия действует лучше всего при столкновении с коварством куноити нинпо».

 Назад

 

Хостинг от uCoz